» » Пособие по безработице в республике беларусь. Кому в Беларуси в первую очередь увеличат пособия по безработице

Пособие по безработице в республике беларусь. Кому в Беларуси в первую очередь увеличат пособия по безработице

Размер пособия по безработице в Беларуси намного ниже не только чем в странах Западной Европы, но и в странах СНГ. Почему так случилось и как изменить ситуацию?



Фото: tvk6.ru

Пособие — меньше некуда

Беларусь существенно отстает от других стран СНГ по размеру пособия, которое государство выплачивает безработным, свидетельствуют последние данные Статкомитета СНГ.

Так, в Азербайджане средний размер пособия по безработице составил в феврале 2016 года (в эквиваленте) 166 долларов, в Молдове — 67 долларов, в Украине — 56 долларов, в Таджикистане — 37 долларов.

В то же время в Беларуси пособие по безработице установлено на уровне 12 долларов. В России аналогичное пособие является дифференцированным, его размер находится в диапазоне от 11 до 63 долларов.

Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, принятая в январе текущего года, предполагает «совершенствование механизма материальной дифференцированной поддержки безработных путем доведения размера пособия по безработице до величины бюджета прожиточного минимума». С 1 марта это 1 млн 640 тыс. рублей.

В то же время документ предусматривает, что безработица в стране в 2016 году вырастет до 2% и сохранится на этом уровне на протяжении всей пятилетки (до 2020 года).

Старая система больше не работает

В течение значительного периода времени в Беларуси существовала отличная от других стран концепция социальной поддержки. Правительство рассматривало проблему безработицы с той точки зрения, что практически всем можно найти рабочие места, соответственно, размер пособия может быть мизерным, отметила в комментарии для Naviny.by ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова .

«Фактически социальная поддержка шла в основном на поддержку неэффективных рабочих мест, которые в других экономиках не существовали. В тех странах, где пособие по безработице имеет более значимый размер, идеи обеспечивать всех рабочими местами не было, не поддерживались неэффективные рабочие места. И пособие по безработице изначально выполняло роль социальной поддержки», — пояснила эксперт.

Эта проблема касается большого количества людей, отметила научный сотрудник BEROC Мария Акулова : «В государственных компаниях налицо избыточная трудовая сила, и в случае реструктуризации большое количество людей выйдет на рынок труда, в связи с чем возможны огромные проблемы».

Сейчас, по словам Марии Акуловой, складывается парадоксальная ситуация — рабочие места сокращаются, поскольку у государства нет средств на их поддержку, но компенсирующих мер не принимается. Пособие по безработице с этой ролью не справляется, поэтому необходимо думать о том, как менять систему, сказала эксперт.

Где найти ресурсы для увеличения пособия?

Поскольку в мировом масштабе проблема не нова, можно использовать опыт других стран, где схожая задача была успешно решена, говорит Мария Акулова.

«В долгосрочной перспективе необходимо переходить на индивидуальное страхование, накопительную систему, при которой сам работник часть средств будет отдавать на то, чтобы создавать себе подушку безопасности на случай потери работы», — отметила эксперт.

Однако «это возможно при условии макроэкономической стабильности и при невысоких инфляционных ожиданиях. Пока для Беларуси это можно рассматривать как вектор развития».

По мнению Марины Акуловой, уже теперь можно реформировать систему переобучения работников:

«Специальности, которые предлагаются Министерством труда для переобучения и повышения квалификации безработных, порой не соответствуют требованиям рынка труда. Во многих странах работнику дают право самому решать, по какой специальности переучиваться и где. Человек получает своего рода ваучер на получение образования и распоряжается им самостоятельно с целью получить образование, которое повысило бы его шансы получить работу».

Еще одно направление — создание условий, при которых люди были бы заинтересованы работать на себя, то есть создавать стартапы, начинать бизнес как ИП. «Стимулирование возможно через предоставление налоговых каникул, например, или через получение начинающими бизнесменами субсидий при определенных условиях», — отметила эксперт.

По ее мнению, в долгосрочной перспективе это даст хорошие результаты: «Государство само признает, что малый бизнес является чуть ли не единственным источником роста для Беларуси. И такие меры могли бы позволить стимулировать развитие частного сектора в стране».

Поддерживать безработных значительно дешевле, чем поддерживать неэффективные предприятия, подчеркнула Екатерина Борнукова:

«Мы тратим 4% от ВВП на поддержку госпредприятий. Небольшой части этих средств хватило бы на выплату пособия по безработице в таком размере, который позволили бы поддерживать какой-то приемлемый уровень жизни».

По мнению эксперта, размер пособия по безработице не должен быть ниже бюджета прожиточного минимума. А в идеале должен быть привязан к размеру зарплаты на последнем рабочем месте.

«Согласно мировому опыту, в первые несколько месяцев человек получает пособие, размер которого привязан к зарплате (страховой компонент), а затем государство оплачивает пособие в размере прожиточного минимума», — пояснила Екатерина Борнукова.

Президент всё разрулит?

Найти дополнительные ресурсы для увеличения пособия по безработице, сохраняя существующий уровень государственных расходов, невозможно, считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук .

По его мнению, необходимо трансформировать бюджетную политику и направить высвобожденные средства не на поддержку неэффективных предприятий, а на помощь людям: «Нужно радикально подойти к бюджетной политике — не раздавать направо и налево миллиарды долларов, а выделять их на поддержку людям».

Ярослав Романчук подчеркнул, что не стоит искать ресурсы в сфере налогообложения, если не стоит цель уничтожить предпринимательство и изгнать капитал из страны.

«Налоговая нагрузка в Беларуси и так запредельная, поэтому увеличение налогов с целью увеличить пособие по безработице — это путь в никуда, — уверен эксперт. — Если увеличить нагрузку на работодателя, это приведет к тому, что серый рынок труда станет процветать, и люди будут пытаться уезжать из страны, чтобы больше заработать».

Белорусские чиновники до сих пор не могут оценить всю серьезность кризиса, считают трудности временными: «Подход такой — каким-то образом вот-вот всё рассосется. Поэтому и менять ничего не нужно, а президент всё разрулит. Однако кризис всерьез и надолго».

Пособие по безработице - регулярно выплачиваемое государством денежное пособие для лиц, имеющих статус безработных.

После подачи документов на оформление положения безработного орган по труду, занятости и соцзащите должен утвердить выделение пособия по безработице.

Порядок выплаты пособия установлен 24 статьей Закона РБ от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь». Размер пособия устанавливается в зависимости от среднего заработка с последнего места работы, а также от базовой величины. За первые 13 календарных недель он составляет 70 процентов и за последующие 13 календарных недель - 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);

За первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;

За первые 13 календарных недель - в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель - 70 процентов базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.

Пособие по безработице увеличивается:

На 10% - при наличии у безработного детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет;

На 20% - при наличии у безработного не меньше 3 детей до 14 лет или не меньше 2 детей-инвалидов до 18 лет.

Пособие по безработице выплачивается:

Не больше 26 календарных недель в течение каждых 12 месяцев, начиная со дня регистрации в качестве безработного;

Не реже 1 раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

В дополнение к пособию по безработице, при определенных обстоятельствах, безработный может получить материальную помощь.

Безработным, стаж работы которых дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на 2 календарные недели. Размер пособия по безработице в этот дополнительный период такой же, что во время вторых 12 календарных недель.

Для безработных, получающих пенсии, пособия (за исключением пособий на детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случаях:

Прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий;

Непредставления декларации о доходах.

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие, по письменному заявлению безработного, может быть назначено при условии выполнения оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не меньше 22 суммарных рабочих дней. Выплата его осуществляется в следующем порядке: за первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины.

Статья 25 Закона «О занятости» предусматривает при­остановку выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев в случае невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Средний размер пособия по безработице в мае в Беларуси составил 265,6 тысячи неденоминированных рублей, сообщает Белстат. Эта сумма равняется 15,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. сайт сравнил, как пособия по безработице белорусов отличаются по регионам, а также посмотрел, какие суммы выплачивают нетрудоустроенным в соседних странах.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Майское среднее пособие по безработице упало на 7300 неденоминированных рублей по сравнению с апрельским.

Лидирует по размеру среднего пособия по безработице в мае Гомельская область — 303 тысячи рублей, или 17,5% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (майские пособия белорусы получили еще в миллионах, поэтому суммы указываем в неденоминированных рублях).

Меньше всего в мае выплачивали безработным в Минске — в среднем 232 400 рублей. Напомним, самый низкий уровень безработицы — 0,7% к численности экономически активного населения.

Средний размер пособия на одного безработного в мае, в рублях

Пособие в мае

Соотношение к БПМ

Гомельская область

Минская область

Брестская область

Витебская область

Могилевская область

Гродненская область

По стране

К примеру, в Минском районе в мае пособие по безработице получали 233 человека. Средний размер выплат составил 275 тысяч рублей.

В России пособие по безработице зависит от продолжительности поиска работы и от зарплаты на последнем месте работы. Выплаты составляют от 267 тысяч до 1,5 миллиона рублей (все суммы в тексте приведены в неденоминированных белорусских рублях по курсу Нацбанка на 15 июля.. Сейчас в соседней стране обсуждается вопрос, чтобы увеличить минимальные выплаты до 628 тысяч рублей, а максимальные — до 2,5 миллиона.

В Украине в мае нетрудоустроенные получали в среднем 1,2 миллиона рублей, сообщает Госстат.

Польские безработные могут рассчитывать на пособие в 4,1 миллиона рублей в течение первых 90 дней после регистрации на бирже труда, а дальше — 3,3 миллиона.

Напомним, в Беларуси размер пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума. Повышение выплат, как ожидается, коснется тех, кто потерял работу из-за сокращения численности или штата работников, ликвидации предприятия. Сейчас максимальный размер пособия по безработице составляет 2 базовые величины.

Тем временем в Беларуси второй месяц подряд число безработных. На 1 июля нетрудоустроенными были 47,2 тысячи человек. В июне, как и , число безработных уменьшилось на 3,3 тысячи. Уровень безработицы по стране на начало июля остался на прежней отметке — 1,1% к численности экономически активного населения.

Пособие по безработице – это денежная помощь нетрудоустроенным людям, которые официально зарегистрировались в местной службе занятости. Срок от подачи заявления до вынесения решения составляет до десяти дней. Если решение будет в пользу заявителя, то в течение 26 недель из 12 месяцев с момента постановки на учет он будет получать пособие.

26 недель, фактически это полгода, разбиты на два равных периода. Размеры выплат в эти периоды различаются. Ставка пособия зависит от стажа, продолжительности перерыва в стаже, зарплаты на последнем месте работы и базовой величины. Помощь по безработице выплачивают не реже одного раза в месяц при условии, что получатель является в службу занятости с такой же периодичностью.

Порядок оформления и причины отказа

Чтобы претендовать на пособие, нужно зарегистрироваться на местной бирже труда – в территориальной управлении по труду, занятости и социальной защите. В течение десяти календарных дней с даты регистрации на бирже работники службы занятости должны принять решение: назначить помощь или отказать. Закон предусматривает следующие причины отказа:

  • Увольнение с последней работы по своей инициативе.
  • Прекращение последнего трудового договора по соглашению с работодателем.
  • Увольнение с последней работы за неисполнение обязанностей или несоблюдение трудовой дисциплины. Если вас уволили за появление на работе пьяным, прогулы, воровство на рабочем месте или игнорирование правил безопасности, ставшее причиной смерти или повреждения здоровья коллег – орган соцзащиты имеет право отказать.
  • Судебный приговор, из-за которого работник больше не мог исполнять трудовые обязанности.
  • Нет декларации о доходах.
  • Увольнение из армии или отчисление из учебного заведения за нарушение дисциплины.
  • Потеря источник дохода из-за своих нелегальных действий.
  • Увольнение с последнего места трудоустройства по 47-й статье Трудового кодекса. Например, грубое нарушение начальником своих обязанностей, аморальное поведение в сфере воспитания или отказ госслужащего подписать обязательство соблюдать ограничения для борьбы с коррупцией.

Служба занятости по одной из перечисленных причин может отказать в выплате – тогда безработный может записаться на оплачиваемые общественные работы. Отработав там 22 рабочих дня, фактически календарный месяц, можно снова претендовать на пособие.

Размер пособия по безработице

Если орган труда вынес решение назначить пособие по безработице, то получать его человек будет на протяжении полугода каждый год с момента назначения помощи. То есть по полгода каждый год. Порядок выплат и размер определяются стажем и перерывами в нем. Сроки измеряются в календарных неделях.

  • Для отработавших на условиях полного трудового дня или в пересчете на полные трудовые дни 12 или больше недель за год, предваряющий присвоение статуса безработного, размер пособия определяется его средней заработной платой на последнем месте трудоустройства. В этом случае нужно будет предоставить справку о доходах, и государство будет платить 70% зарплаты в первые 13 недель, 50% – во вторые. При этом выплата не может быть меньше одной базовой величины и больше двух./li>
  • Если в году, предваряющем постановку на учет, сотрудник отработал меньше 12 недель в пересчете на полный рабочий день, то размер помощи определяется только базовой величиной. Это касается и тех, кто не работал больше года, но имеет хотя бы год трудового стажа. В таких случаях безработный будет получать одну базовую величину в первую половину срока выплат и 75% – в следующую./li>
  • Для безработных со стажем меньше года и длительным перерывом выплата в начальной части срока составит 85% базовой величины, в завершающей – 70%. Столько же платят тем, кто ищет работу впервые./li>
  • Соискателям, получающим пособие после отработки 22 дней на общественных работах, в начале срока размер будет составлять одну базовую, в конце – 75%.

Пособие по безработице в Беларуси в 2019 году в месяц составляет:

Дата Мин. размер пособия Макс. размер пособия 70% БВ 75% БВ 85% БВ
01.01.2020 27 руб. 54 руб. 18,9 руб. 20,25 руб. 22,95 руб.
01.01.2019 25,5 руб. 51 руб. 17,85 руб. 19,12 руб. 21,67 руб.
01.01.2018 24,5 руб. 49 руб. 17,15 руб. 18,38 руб. 20,83 руб.
01.01.2017 23 руб. 46 руб. 16,1 руб. 17,25 руб. 19,55 руб.
01.07.2016 21 руб. 42 руб. 14,7 руб. 15,75 руб. 17,85 руб.
01.01.2015 * 18 руб. 36 руб. 12,6 руб. 13,5 руб. 15,3 руб.
01.04.2014 * 15 руб. 30 руб. 10,5 руб. 11,25 руб. 12,75 руб.
01.10.2013 * 13 руб. 26 руб. 9,1 руб. 9,75 руб. 11,05 руб.

* с учетом деноминации

Одна базовая величина в Беларуси в 2020 году равняется 27 рубля. Это значит, что стандартное пособие по безработице будет составлять не более 51 рубля в месяц. Но есть обстоятельства, при которых размер помощи увеличивают:

  1. На 10% – при наличии у безработного ребенка младше 14 лет.
  2. На 10% – при наличии ребенка младше 18 лет с инвалидностью, ВИЧ или СПИДом.
  3. На 20% – если есть трое и более детей младше 14 лет или двое и больше несовершеннолетних ребенка-инвалида.

У тех, кто получает пенсию или денежную помощь от государства, субсидия будет равна разнице между пенсией или помощью и тем пособием, на которое может, согласно перечисленным правилам, претендовать соискатель.

При наличии выслуги лет, которая дает право на пенсию по возрасту, за каждый отработанный сверх выслуги год срок выплаты пособия увеличивают на две недели. Размер в этом случае будет таким, как во второй половине срока выплат, на которые может по закону претендовать безработный.

Другие нюансы

Если человек имеет право получать пособие на протяжении 52 недель, возможности трудоустройства нет, а до достижения пенсионного возраста остается год или меньше, то управление по труду может предложить досрочно назначить пенсию по возрасту.

Размер пособия индексируют в законном порядке. Выплаты сохраняются во время выполнения общественных работ или временной работы. В последнем случае нужно уведомить службу занятости.

Пособие по безработице в Беларуси небольшое, поэтому рассчитывать на него как на постоянный источник существования нельзя. Но когда больше нет никаких доходов, даже скромные суммы помогут пережить трудные времена.

В Беларуси пособие по безработице столь мало, что необходимость его увеличения очевидна даже для чиновников. "Завтра твоей страны" выясняет, как оценить безработицу и сколько платят безработным в соседних странах. Тем временем независимые эксперты сходятся во мнении, что господдержка безработных в кризис не может быть ниже, чем бюджет прожиточного минимума.

О том, что правительство Беларуси прорабатывает вопрос о повышении социальных выплат безработным, заявил заместитель министра экономики Андрей Тур. Нынешний размер пособия - около 45 тысяч рублей - замминистра назвал "невысоким". О том, насколько может увеличиться эта выплата, Андрей Тур ничего не сказал. Заметим также, что в бюджет нынешнего года повышение пособия не заложено.

Что обещают безработным чиновники

С инициативой повысить довольствие для потерявших работу и ставших на учет в службы занятости Министерство труда и социальной защиты выступало еще в первой половине 2009 года. Летом прошлого года заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник отмечал:

Мы предлагаем увеличить пособие до 50-60% от уровня бюджета прожиточного минимума (БПМ) для уволенных по уважительной причине. Предложение Минтруда об увеличении пособия уже поддержало Министерство экономики. Сегодня мы ведем дискуссию с Министерством финансов. К сожалению, пока расходимся во мнениях, но к общему решению мы придем.

В январе 2010 года замминистра труда Валентина Королева на пресс-конференции в Минске говорила о повышении стипендий для безработных. Что до пособия, его размер, по словам Валентины Королевой, предполагается привязать в процентном отношении к БПМ. Правда, пока неизвестно, насколько крепко.

Скорее всего, - отметила замминистра, - сумма пособия будет такой, чтобы не лишать безработного стимула к поиску новой работы.

На период с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 года БПМ в среднем на душу населения составляет 255 220 рублей. Это в пять раз превышает нынешний размер пособия по безработице.

Если увеличивать пособие, то насколько?

Очевидно, что многие из потерявших работу белорусов не регистрируются в службах занятости. Ведь, кроме необходимости периодически отмечаться, безработным вменяется в обязанность участвовать в общественных работах. В результате официальная безработица в Беларуси, несмотря на кризис, не увеличивается. Для европейского региона - это уникальное явление. Впрочем, как ранее отмечали эксперты "Завтра твоей страны", если размер пособия по безработице увеличится, то эту уникальность Беларусь может и потерять.

В докладе "Социальные последствия экономического кризиса в Беларуси и направления изменений социальной политики" экономисты Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Александр Чубрик и Глеб Шиманович среди сдерживающих факторов реформы в сфере поддержки безработных отмечают опасение, что при увеличении пособия в стране значительно возрастет число экономически неактивного населения.

Эти опасения небеспочвенны, - считают экономисты. - В случае, например, семьи из четырех человек, состоящей из работающего отца, матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и двух детей, одному из которых меньше 3 лет, отцу семейства будет целесообразно отказаться от работы, если его доход не превышает 1 млн рублей в месяц (т.е. среднюю заработную плату по стране). Работать при меньшей заработной плате будет нерационально, так как пособие по безработице, по уходу за ребенком и адресная помощь обеспечивают доход семьи как раз в 1 млн рублей при текущем бюджете прожиточного минимума в 250 тысяч рублей.

С другой стороны, увеличение пособия по безработице до уровня БПМ позволило бы отказаться от поддержки чрезмерной занятости на предприятиях и повысить их эффективность и конкурентоспособность на внешних рынках.

За рубежом у безработных денег больше

И все же, если повышать, то на кого ориентироваться? Бывший министр труда и социальной защиты Александр Соснов считает, что пособие по безработице уж точно не должно быть ниже бюджета прожиточного минимума.

Размер пособия, на мой взгляд, должен определяться суммой заработной платы, которую человек получал до того, как его уволили. Если взять закон "О занятости населения РБ", принятый в 1991 году, то именно эта норма и была в него заложена, а затем исчезла, - напоминает бывший министр.

Это не самая простая задача, но она вполне решаема. А пока, на мой взгляд, в Беларуси с пособием по безработице вопрос решен с пролетарской точки зрения: "отобрать и поделить", - подчеркивает Александр Соснов.

Он считает, что в вопросе изменения политики государства относительно безработицы и материальной поддержки безработных необходимо обратить внимание на опыт наших соседей на Западе, которые давным-давно столкнулись с проблемой безработицы.

Я бы сказал, что Россия и Украина - это не пример для подражания. Есть Польша, Голландия. Вот с них нужно брать пример, поскольку они более передовые страны в этих вопросах, - говорит эксперт.

Между тем пособие по безработице в Беларуси намного ниже, чем в восточных странах-соседках. В Украине пособие достигает примерно 600 гривен (около 200 тыс. белорусских рублей). В России в конце 2008 года была установлена новая величина пособия по безработице - от 850 до 4900 рублей (22-132 доллара).

Средняя величина пособия в Литве - 689,79 лита (около 200 евро). В Польше и Латвии величина пособия высчитывается по шкале - для каждого в зависимости от стажа и размера предыдущих зарплат.

Во всех странах свои условия, - отмечает Александр Соснов. - Нет каких-то единых рекомендаций относительно методик выплат пособий. Каждая страна учитывает и реализовывает свои возможности.

Заплатить безработным - поддержать экономику в кризис

Александр Соснов подчеркивает, что, как и предполагалось в 1991 году, теперь можно вернуться к идее страховки на случай потери работы.

На мой взгляд, главная задача не в том, чтобы разделить поровну пособие, а в создании программы занятости, в соответствии с которой обеспечивать стимулирование бизнеса, создавать рабочие места за счет уменьшения налогов, за счет выдачи льготных кредитов, - предлагает эксперт "Завтра твоей страны". - Не сами чиновники должны создавать места. Этим должен заниматься бизнес. Еще одна важная задача - организовать систему переобучения людей. Одни профессии уходят, технический прогресс их изживает, другие профессии появляются. В результате - структурное несоответствие безработных и потребностей рынка труда.

Между тем в докладе "Социальные последствия экономического кризиса в Беларуси и направления изменений социальной политики" подчеркивается необходимость повысить пособие по безработице до уровня прожиточного минимума и перейти к оценке безработицы по методологии МОТ на основе проведения обследований рабочей силы. Это, по мнению авторов доклада, позволит снизить социальные издержки реструктуризации предприятий, которая является важным условием преодоления нынешнего экономического кризиса. Одновременно экономисты предлагают продолжить улучшение условий ведения бизнеса - это требуется для развития частного сектора и расширения возможностей самозанятости.