» » Как выплачивается пособие по безработице в беларуси. «С таким мизерным пособием мы выглядим посмешищем»: Почему и как белорусские власти экономят на безработных

Как выплачивается пособие по безработице в беларуси. «С таким мизерным пособием мы выглядим посмешищем»: Почему и как белорусские власти экономят на безработных

В Беларуси пособие по безработице столь мало, что необходимость его увеличения очевидна даже для чиновников. "Завтра твоей страны" выясняет, как оценить безработицу и сколько платят безработным в соседних странах. Тем временем независимые эксперты сходятся во мнении, что господдержка безработных в кризис не может быть ниже, чем бюджет прожиточного минимума.

О том, что правительство Беларуси прорабатывает вопрос о повышении социальных выплат безработным, заявил заместитель министра экономики Андрей Тур. Нынешний размер пособия - около 45 тысяч рублей - замминистра назвал "невысоким". О том, насколько может увеличиться эта выплата, Андрей Тур ничего не сказал. Заметим также, что в бюджет нынешнего года повышение пособия не заложено.

Что обещают безработным чиновники

С инициативой повысить довольствие для потерявших работу и ставших на учет в службы занятости Министерство труда и социальной защиты выступало еще в первой половине 2009 года. Летом прошлого года заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник отмечал:

Мы предлагаем увеличить пособие до 50-60% от уровня бюджета прожиточного минимума (БПМ) для уволенных по уважительной причине. Предложение Минтруда об увеличении пособия уже поддержало Министерство экономики. Сегодня мы ведем дискуссию с Министерством финансов. К сожалению, пока расходимся во мнениях, но к общему решению мы придем.

В январе 2010 года замминистра труда Валентина Королева на пресс-конференции в Минске говорила о повышении стипендий для безработных. Что до пособия, его размер, по словам Валентины Королевой, предполагается привязать в процентном отношении к БПМ. Правда, пока неизвестно, насколько крепко.

Скорее всего, - отметила замминистра, - сумма пособия будет такой, чтобы не лишать безработного стимула к поиску новой работы.

На период с 1 февраля 2010 г. по 30 апреля 2010 года БПМ в среднем на душу населения составляет 255 220 рублей. Это в пять раз превышает нынешний размер пособия по безработице.

Если увеличивать пособие, то насколько?

Очевидно, что многие из потерявших работу белорусов не регистрируются в службах занятости. Ведь, кроме необходимости периодически отмечаться, безработным вменяется в обязанность участвовать в общественных работах. В результате официальная безработица в Беларуси, несмотря на кризис, не увеличивается. Для европейского региона - это уникальное явление. Впрочем, как ранее отмечали эксперты "Завтра твоей страны", если размер пособия по безработице увеличится, то эту уникальность Беларусь может и потерять.

В докладе "Социальные последствия экономического кризиса в Беларуси и направления изменений социальной политики" экономисты Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента Александр Чубрик и Глеб Шиманович среди сдерживающих факторов реформы в сфере поддержки безработных отмечают опасение, что при увеличении пособия в стране значительно возрастет число экономически неактивного населения.

Эти опасения небеспочвенны, - считают экономисты. - В случае, например, семьи из четырех человек, состоящей из работающего отца, матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и двух детей, одному из которых меньше 3 лет, отцу семейства будет целесообразно отказаться от работы, если его доход не превышает 1 млн рублей в месяц (т.е. среднюю заработную плату по стране). Работать при меньшей заработной плате будет нерационально, так как пособие по безработице, по уходу за ребенком и адресная помощь обеспечивают доход семьи как раз в 1 млн рублей при текущем бюджете прожиточного минимума в 250 тысяч рублей.

С другой стороны, увеличение пособия по безработице до уровня БПМ позволило бы отказаться от поддержки чрезмерной занятости на предприятиях и повысить их эффективность и конкурентоспособность на внешних рынках.

За рубежом у безработных денег больше

И все же, если повышать, то на кого ориентироваться? Бывший министр труда и социальной защиты Александр Соснов считает, что пособие по безработице уж точно не должно быть ниже бюджета прожиточного минимума.

Размер пособия, на мой взгляд, должен определяться суммой заработной платы, которую человек получал до того, как его уволили. Если взять закон "О занятости населения РБ", принятый в 1991 году, то именно эта норма и была в него заложена, а затем исчезла, - напоминает бывший министр.

Это не самая простая задача, но она вполне решаема. А пока, на мой взгляд, в Беларуси с пособием по безработице вопрос решен с пролетарской точки зрения: "отобрать и поделить", - подчеркивает Александр Соснов.

Он считает, что в вопросе изменения политики государства относительно безработицы и материальной поддержки безработных необходимо обратить внимание на опыт наших соседей на Западе, которые давным-давно столкнулись с проблемой безработицы.

Я бы сказал, что Россия и Украина - это не пример для подражания. Есть Польша, Голландия. Вот с них нужно брать пример, поскольку они более передовые страны в этих вопросах, - говорит эксперт.

Между тем пособие по безработице в Беларуси намного ниже, чем в восточных странах-соседках. В Украине пособие достигает примерно 600 гривен (около 200 тыс. белорусских рублей). В России в конце 2008 года была установлена новая величина пособия по безработице - от 850 до 4900 рублей (22-132 доллара).

Средняя величина пособия в Литве - 689,79 лита (около 200 евро). В Польше и Латвии величина пособия высчитывается по шкале - для каждого в зависимости от стажа и размера предыдущих зарплат.

Во всех странах свои условия, - отмечает Александр Соснов. - Нет каких-то единых рекомендаций относительно методик выплат пособий. Каждая страна учитывает и реализовывает свои возможности.

Заплатить безработным - поддержать экономику в кризис

Александр Соснов подчеркивает, что, как и предполагалось в 1991 году, теперь можно вернуться к идее страховки на случай потери работы.

На мой взгляд, главная задача не в том, чтобы разделить поровну пособие, а в создании программы занятости, в соответствии с которой обеспечивать стимулирование бизнеса, создавать рабочие места за счет уменьшения налогов, за счет выдачи льготных кредитов, - предлагает эксперт "Завтра твоей страны". - Не сами чиновники должны создавать места. Этим должен заниматься бизнес. Еще одна важная задача - организовать систему переобучения людей. Одни профессии уходят, технический прогресс их изживает, другие профессии появляются. В результате - структурное несоответствие безработных и потребностей рынка труда.

Между тем в докладе "Социальные последствия экономического кризиса в Беларуси и направления изменений социальной политики" подчеркивается необходимость повысить пособие по безработице до уровня прожиточного минимума и перейти к оценке безработицы по методологии МОТ на основе проведения обследований рабочей силы. Это, по мнению авторов доклада, позволит снизить социальные издержки реструктуризации предприятий, которая является важным условием преодоления нынешнего экономического кризиса. Одновременно экономисты предлагают продолжить улучшение условий ведения бизнеса - это требуется для развития частного сектора и расширения возможностей самозанятости.

Пособие по безработице - регулярно выплачиваемое государством денежное пособие для лиц, имеющих статус безработных.

После подачи документов на оформление положения безработного орган по труду, занятости и соцзащите должен утвердить выделение пособия по безработице.

Порядок выплаты пособия установлен 24 статьей Закона РБ от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь». Размер пособия устанавливается в зависимости от среднего заработка с последнего места работы, а также от базовой величины. За первые 13 календарных недель он составляет 70 процентов и за последующие 13 календарных недель - 50 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной базовой величины и не более двух базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);

За первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее одного года;

За первые 13 календарных недель - в размере 85 процентов и за последующие 13 календарных недель - 70 процентов базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее одного года.

Пособие по безработице увеличивается:

На 10% - при наличии у безработного детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет;

На 20% - при наличии у безработного не меньше 3 детей до 14 лет или не меньше 2 детей-инвалидов до 18 лет.

Пособие по безработице выплачивается:

Не больше 26 календарных недель в течение каждых 12 месяцев, начиная со дня регистрации в качестве безработного;

Не реже 1 раза в месяц при условии явки безработных в установленном порядке в органы по труду, занятости и социальной защите.

В дополнение к пособию по безработице, при определенных обстоятельствах, безработный может получить материальную помощь.

Безработным, стаж работы которых дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на 2 календарные недели. Размер пособия по безработице в этот дополнительный период такой же, что во время вторых 12 календарных недель.

Для безработных, получающих пенсии, пособия (за исключением пособий на детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемой пенсии, пособия и размером пособия по безработице.

В назначении пособия по безработице может быть отказано в случаях:

Прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42, пунктом 5 статьи 44 и статьей 47 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий;

Непредставления декларации о доходах.

В случае, когда безработным при регистрации отказано в назначении пособия по безработице, это пособие, по письменному заявлению безработного, может быть назначено при условии выполнения оплачиваемых общественных работ и отработки на указанных работах не меньше 22 суммарных рабочих дней. Выплата его осуществляется в следующем порядке: за первые 13 календарных недель - в размере 100 процентов и за последующие 13 календарных недель - 75 процентов базовой величины.

Статья 25 Закона «О занятости» предусматривает при­остановку выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев в случае невыполнения безработным без уважительных причин месячной нормы участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом законодательством.

Размер пособия по безработице в Беларуси намного ниже не только чем в странах Западной Европы, но и в странах СНГ. Почему так случилось и как изменить ситуацию?



Фото: tvk6.ru

Пособие — меньше некуда

Беларусь существенно отстает от других стран СНГ по размеру пособия, которое государство выплачивает безработным, свидетельствуют последние данные Статкомитета СНГ.

Так, в Азербайджане средний размер пособия по безработице составил в феврале 2016 года (в эквиваленте) 166 долларов, в Молдове — 67 долларов, в Украине — 56 долларов, в Таджикистане — 37 долларов.

В то же время в Беларуси пособие по безработице установлено на уровне 12 долларов. В России аналогичное пособие является дифференцированным, его размер находится в диапазоне от 11 до 63 долларов.

Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, принятая в январе текущего года, предполагает «совершенствование механизма материальной дифференцированной поддержки безработных путем доведения размера пособия по безработице до величины бюджета прожиточного минимума». С 1 марта это 1 млн 640 тыс. рублей.

В то же время документ предусматривает, что безработица в стране в 2016 году вырастет до 2% и сохранится на этом уровне на протяжении всей пятилетки (до 2020 года).

Старая система больше не работает

В течение значительного периода времени в Беларуси существовала отличная от других стран концепция социальной поддержки. Правительство рассматривало проблему безработицы с той точки зрения, что практически всем можно найти рабочие места, соответственно, размер пособия может быть мизерным, отметила в комментарии для Naviny.by ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова .

«Фактически социальная поддержка шла в основном на поддержку неэффективных рабочих мест, которые в других экономиках не существовали. В тех странах, где пособие по безработице имеет более значимый размер, идеи обеспечивать всех рабочими местами не было, не поддерживались неэффективные рабочие места. И пособие по безработице изначально выполняло роль социальной поддержки», — пояснила эксперт.

Эта проблема касается большого количества людей, отметила научный сотрудник BEROC Мария Акулова : «В государственных компаниях налицо избыточная трудовая сила, и в случае реструктуризации большое количество людей выйдет на рынок труда, в связи с чем возможны огромные проблемы».

Сейчас, по словам Марии Акуловой, складывается парадоксальная ситуация — рабочие места сокращаются, поскольку у государства нет средств на их поддержку, но компенсирующих мер не принимается. Пособие по безработице с этой ролью не справляется, поэтому необходимо думать о том, как менять систему, сказала эксперт.

Где найти ресурсы для увеличения пособия?

Поскольку в мировом масштабе проблема не нова, можно использовать опыт других стран, где схожая задача была успешно решена, говорит Мария Акулова.

«В долгосрочной перспективе необходимо переходить на индивидуальное страхование, накопительную систему, при которой сам работник часть средств будет отдавать на то, чтобы создавать себе подушку безопасности на случай потери работы», — отметила эксперт.

Однако «это возможно при условии макроэкономической стабильности и при невысоких инфляционных ожиданиях. Пока для Беларуси это можно рассматривать как вектор развития».

По мнению Марины Акуловой, уже теперь можно реформировать систему переобучения работников:

«Специальности, которые предлагаются Министерством труда для переобучения и повышения квалификации безработных, порой не соответствуют требованиям рынка труда. Во многих странах работнику дают право самому решать, по какой специальности переучиваться и где. Человек получает своего рода ваучер на получение образования и распоряжается им самостоятельно с целью получить образование, которое повысило бы его шансы получить работу».

Еще одно направление — создание условий, при которых люди были бы заинтересованы работать на себя, то есть создавать стартапы, начинать бизнес как ИП. «Стимулирование возможно через предоставление налоговых каникул, например, или через получение начинающими бизнесменами субсидий при определенных условиях», — отметила эксперт.

По ее мнению, в долгосрочной перспективе это даст хорошие результаты: «Государство само признает, что малый бизнес является чуть ли не единственным источником роста для Беларуси. И такие меры могли бы позволить стимулировать развитие частного сектора в стране».

Поддерживать безработных значительно дешевле, чем поддерживать неэффективные предприятия, подчеркнула Екатерина Борнукова:

«Мы тратим 4% от ВВП на поддержку госпредприятий. Небольшой части этих средств хватило бы на выплату пособия по безработице в таком размере, который позволили бы поддерживать какой-то приемлемый уровень жизни».

По мнению эксперта, размер пособия по безработице не должен быть ниже бюджета прожиточного минимума. А в идеале должен быть привязан к размеру зарплаты на последнем рабочем месте.

«Согласно мировому опыту, в первые несколько месяцев человек получает пособие, размер которого привязан к зарплате (страховой компонент), а затем государство оплачивает пособие в размере прожиточного минимума», — пояснила Екатерина Борнукова.

Президент всё разрулит?

Найти дополнительные ресурсы для увеличения пособия по безработице, сохраняя существующий уровень государственных расходов, невозможно, считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук .

По его мнению, необходимо трансформировать бюджетную политику и направить высвобожденные средства не на поддержку неэффективных предприятий, а на помощь людям: «Нужно радикально подойти к бюджетной политике — не раздавать направо и налево миллиарды долларов, а выделять их на поддержку людям».

Ярослав Романчук подчеркнул, что не стоит искать ресурсы в сфере налогообложения, если не стоит цель уничтожить предпринимательство и изгнать капитал из страны.

«Налоговая нагрузка в Беларуси и так запредельная, поэтому увеличение налогов с целью увеличить пособие по безработице — это путь в никуда, — уверен эксперт. — Если увеличить нагрузку на работодателя, это приведет к тому, что серый рынок труда станет процветать, и люди будут пытаться уезжать из страны, чтобы больше заработать».

Белорусские чиновники до сих пор не могут оценить всю серьезность кризиса, считают трудности временными: «Подход такой — каким-то образом вот-вот всё рассосется. Поэтому и менять ничего не нужно, а президент всё разрулит. Однако кризис всерьез и надолго».

Александра Квиткевич, TUT.BY

Продуктовая корзина на эти деньги получится более чем скудная: к примеру, мешок картошки (30 кг), бутылка подсолнечного масла, 5 пачек овсянки и пакет нежирного молока. В Минтруда признают, что нынешнее пособие - «достаточно маленькая величина», и власти уже не первый год обещают придумать, как его повысить, но пока изменения не приняли, сообщает tut.by .

Сайт спросил у экспертов, почему, на их взгляд, у нас такое маленькое пособие по безработице на фоне других стран, каким оно должно быть, а также кому и в каких ситуациях его стоит платить.

О возможном страховании белорусов от безработицы в Минтруда заявляли еще в 2012 году. Но через год в ведомстве решили, что вводить его преждевременно. В 2015 году тогдашний министр труда Марианна Щеткина заявляла, что пособие по безработице поднимать не будут, «никто с голоду не умрет».

В 2016 году в Минтруда заявляли, что в Беларуси хотят увеличить размер пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума и что специалисты ведомства также продумывают, как внедрить страхование по безработице. В 2017 году ведомство предложило несколько схем, как увеличить пособие. Один из вариантов: человек лишается работы по уважительным причинам, становится на учет в службу занятости и полгода получает страховку. После этого ему выплачивают пособие по безработице - получать его будут только те, кто зарегистрировался в службе занятости.

Но вопрос с увеличением пособия по безработице до сих пор остается нерешенным. В соседних странах эту проблему постепенно решают.

Профсоюз: «Для решения проблемы нужно выплачивать достойное пособие по безработице»

Мы постоянно поднимаем этот вопрос, потому что несуразность издевательски низкого пособия по безработице очевидна. Сегодня оно около 13 долларов, - говорит председатель ассоциации профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» Александр Ярошук . - Пособие собираются повышать в течение последних нескольких лет. Были сделаны заявления с самого верха, к этой теме возвращалась министр труда Ирина Костевич. Было твердо заявлено, что к 1 января 2018 года пособие будет повышено. Даже озвучили цифры, что оно должно быть порядка 70 долларов в эквиваленте. А воз и ныне там. И мне тяжело верится, что в ближайшее время что-то изменится.

Председатель ассоциации предполагает, что пособие не повышают потому, что «это противоречит философии белорусского государства, идеологии».

Суть ее в том, что у нас должны все работать, поэтому принимается декрет № 3. У нас безработица - это не беда, а вина. Это значит, что человек не хочет работать, ведь в стране достаточно работы, - поясняет свою мысль Александр Ярошук.

Ассоциация профсоюзов «Белорусский конгресс демократических профсоюзов» пару лет назад составила петицию и собирала подписи за то, чтобы повысить пособие по безработице до размеров минимального потребительского бюджета. Сейчас для трудоспособного населения он составляет 451 рубль. Были в петиции и другие предложения. К примеру, установить максимальный размер пособия в процентном отношении к среднему заработку за три последних месяца по последнему месту работы. Но не ниже его 50 процентов. Предлагалось выплачивать пособия по безработице людям, уволенным по любым основаниям, а также частично тем, кто работает неполный день. Кроме того, составители петиции были за увеличение периода выплаты пособий до 36 месяцев.

Александр Ярошук говорит, что «в наши службы занятости обращаются только наивные люди или те, кто не знает о полной их несостоятельности, что они реально никак не помогают».

Если человек там зарегистрировался, он обязан каждый месяц приходить и отчитываться, что сделали для того, чтобы найти себе работу. Кроме того, те, кто там зарегистрирован, обязаны даже для получения такого мизерного пособия отработать на общественных работах, - рассказывает председатель ассоциации.

По поводу того, что увеличение пособий по безработице может лечь дополнительной нагрузкой на бюджет, Александр Ярошук считает, что «лишних денег никогда и ни у кого нет, даже при фантастических доходах. Их всегда будет на что-то не хватать. Но если мы социально ответственное государство, их нужно найти».

Нужно проводить реструктуризацию экономики, которая сопровождается высвобождением рабочих рук на целом ряде предприятий, особенно на крупных промышленных. Там лишняя занятость. Для решения проблемы нужно выплачивать достойное пособие по безработице, - заключил председатель ассоциации. - При всем желании ничего другого придумать нельзя. Либо мы уходим от командно-административной экономики и у нас появляется шанс сделать ее эффективной, либо по-прежнему сохраняем архаичные методы управления ею. Нам не нужно изобретать велосипед, будто мы единственные на планете аккумулируем какой-то уникальный опыт. Через эти процессы проходили все страны, которые находились на стадии трансформации.

Аналитик: «Разумно сделать дифференциацию в зависимости от места проживания человека»

Старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб считает, что предложения, изложенные в петиции, в таком виде выглядят несколько популистски.

Что касается увеличения пособия до уровня минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума, то до одной из этих цифр поднимать, конечно, надо, - уверен аналитик. - Даже исходя из того, что человеку, который потерял работу, не должна грозить голодная смерть. Кому-то родители помогут, кому-то - супруг или дети. А если представить одинокого человека, который жил на зарплату, а ее не стало? Другой вопрос - сроки выплаты этого пособия. С одной стороны, пособие должно поддержать человека в самый трудный момент, с другой - оно должно стимулировать его искать работу.

Вадим Иосуб говорит, что в других странах есть примеры, когда люди принципиально не работают и живут на пособие, «не шикуют, но на пропитание хватает».

С этой точки зрения, 36 месяцев платить пособие - чрезмерный срок. Тут, вероятно, было бы разумно сделать дифференциацию в зависимости от места проживания человека. Если в каком-то небольшом населенном пункте есть монопроизводство, которое закрылось, не ясно, как найти альтернативу и сколько времени это займет. С другой стороны, в Минске искать работу 3 года и не найти - это нонсенс. Вероятно, разумно дифференцировать и размеры пособия в зависимости от места проживания, состава семьи и других частностей. Если человек потерял работу и у него есть дети, имеет смысл ему выплачивать большее пособие.

По мнению аналитика, увеличить пособие можно за счет закрытия убыточных госпредприятий.

У нас, чтобы не плодить безработных, регулярно оказывается помощь убыточным предприятиям. Суммы, которые нужны для их поддержки, огромные. Если неэффективные предприятия закрыть, а работникам некоторое время платить пособие, бюджет может сэкономить на этом, - предполагает эксперт.

По поводу повышения, ну или значительного повышения пособия в ближайшее время аналитик выразил сомнения.

Все, как мне кажется, упирается в политическую волю. Такие решения, как у нас принято говорить, должны приниматься на самом высоком уровне. Добро на это дать или, скорее, не дать может только глава государства, - говорит Вадим Иосуб.

Мне кажется, на самом высоком уровне есть какие-то укоренившиеся опасения, что, если дать пособие, которое не позволяет умереть с голоду, тут же расплодятся тунеядцы, все перестанут работать и начнут жить на пособие. Пока лицо, принимающее решения, не поменяет свое мнение, пока его кто-то не переубедит, думаю, серьезного роста пособий мы не увидим.

Исследователь: «Разумнее было бы ввести страхование от безработицы»

Заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва говорит, что разумнее было бы ввести страхование от безработицы, а не просто так взять и повысить пособие.

Для чего мы будем увеличивать это пособие? Для того, чтобы было проще в период, когда человек остался без работы, - это да. Но тогда пойдут все регистрироваться как безработные. Нагрузка на бюджет вырастет. Насколько Беларусь себе это может позволить с финансовой точки зрения? - задается вопросом эксперт. - В данном случае разумнее было бы ввести страхование от безработицы. Такое предложение уже вносили. Мне кажется, это наиболее четкий механизм. Пособие получает только тот, кто работал. То есть сумму, которая могла бы его поддержать в период поиска работы, он заработал. У нас же есть безработные, которые не нацелены на поиск работы.

Анастасия Боброва говорит, что работу можно найти за год, даже за более короткий срок.

36 месяцев на поиски работы, мне кажется, - это много для человека, который действительно в ней заинтересован. У нас достаточно много вакансий, рынок открыт. Да и у нас чаще люди работают на местах до тех пор, пока не будет все договорено на новом. Они не становятся безработными, а находятся в поиске, пока работают, - подмечает эксперт. - Еще один вопрос: если выплачивать такое большое пособие, то что эти люди должны будут дать взамен? Сейчас у нас есть общественные работы и маленькое пособие, и с безработных мало требуется. А что они должны будут сделать, чтобы получить минимальный потребительский бюджет? Отработать, либо это будет безвозмездно?

Как и Вадим Иосуб, Анастасия Боброва говорит, что целесообразно сделать пособие по безработице адресным, а его размер высчитывать для каждого конкретного случая.

Если, к примеру, человек проживает один с детьми - это один размер пособия. Если живет вдвоем с мужем или женой и второй работает, то средства на пропитание он может получать от супруга.

«Предприятия к еще одному обязательному побору не готовы»

Вопрос о повышении пособия по безработице уже давно стоило включить в повестку общественно-консультативного совета Минтруда, чтобы услышать мнения всех его членов и представителей, убежден вице-председатель общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Андрей Карпунин .

Ситуацию с размером, конечно, нужно изменить, потому что сейчас с таким мизерным пособием мы выглядим посмешищем, - говорит Андрей Карпунин. - Параллельно нужно смотреть на эффективность тех действий, которые государство предпринимает в сфере переобучения, получения людьми новой квалификации, создания новых рабочих мест и занятости безработных. Стоит проанализировать объемы средств, которые выделяются предпринимателям на покупку оборудования и материалов при открытии своего дела, и возвратных займов, которые выдаются юридическим лицам для создания новых рабочих мест.

Андрей Карпунин уверен, что «необходимо проверить эффективность всех этих программ, убедиться, что мы нигде ничего не упускаем. При анализе обязательно родятся какие-то новые идеи для решения вопроса с пособием, тем более что мировой опыт очень богат». Однако идею, которую раньше озвучивало Минтруда, со страхованием от безработицы, взносы на которое будут платить предприятия, экономист не поддерживает.

Ни в коем случае нельзя вернуться к идее переложить нагрузку с бюджета и ФСЗН на реальный сектор экономики, ввести дополнительное обязательное страхование для нанимателей. То есть наниматели должны будут отчислять средства - какой-то процент от всего нашего фонда оплаты труда, наверное, «Белгосстраху» или еще кому-то. А потом этот «кто-то» будет распоряжаться этим огромным фондом и выплачивать пособия по безработице, - поясняет эксперт.

По словам Андрея Карпунина, предприятия к еще одному обязательному побору не готовы. Кроме того, предприятия никогда не видели отчетности по расходованию средств, которые они отчисляют в «Белгосстрах» на страхование от несчастных случаев на производстве.

Эти отчисления делаются уже около 10 лет. Объем их колоссальный, потому что отчисляют все наниматели. Целевое расходование средств оттуда явно незначительное, потому что, к счастью, несчастных случаев на производстве становится все меньше. Хотелось бы посмотреть, сколько там денег накопилось. Но эти сведения нигде не публикуются, - рассказывает эксперт. - Можно именно эти деньги задействовать в момент, когда нужно поддержать наших безработных и создать новые рабочие места. А то получается, что эти деньги приносят кому-то дополнительный доход, а остальная экономика их не видит и не чувствует. А неведение порождает сомнения.

Со сроками выплаты пособия, которые предлагаются в петиции, Андрей Карпунин тоже не согласен.

36 месяцев - это много. Но наверняка мы придем к тому, что в первые 3 месяца будет один размер пособия, следующие 3 месяца - другой, меньше. Если будем видеть, что безработный не предпринимает никаких усилий, чтобы найти работу, то на седьмом месяце будет резкое уменьшение пособия и совершенно другие подходы к этому человеку, - говорит эксперт. - А по размеру, думаю, первые 3 месяца пособие должно быть равно заработной плате человека, которую он имел на предыдущем месте работы. Потому что мы социально ответственное государство. А раз у нас самый крупный наниматель по численности нанятых - это государство: органы управления, армия, милиция, госпредприятия и так далее, - то оно должно понимать свою ответственность при увольнении. И не перекладывать ее на чужие плечи, в том числе и на плечи своих работников.

Как отличается пособие в Беларуси и других странах

На фоне других стран белорусское пособие по безработице действительно выглядит очень скромно: максимальное - 51 рубль, или 2 базовые величины, а среднее - всего 27 рублей. У соседей-россиян суммы значительно больше. Минимальное пособие в пересчете на наши рубли составляет чуть больше 49, а максимальное - 262 рубля с лишним. К слову, в России пособие повысили только в этом году. До этого оно около 10 лет не менялось.

В Украине с 1 января тоже выплаты по безработице подросли. Теперь те, кому они назначаются с учетом страхового стажа и заработной платы, получают 129 белорусских рублей. А те, кому без учета страхового стажа и заработной платы, - 48 рублей.

В Литве пособие по безработице состоит из постоянной и переменной частей. Переменная зависит от доходов, а постоянная составляет 30% действующей минимальной зарплаты - 120 евро, или 292 рубля.

В Польше с 1 января этого года сумма пособия не может быть ниже, чем 1 941,53 злотого, или 1091 белорусский рубль.

Размер пособия по безработице в Германии напрямую зависит от зарплаты, которую человек получал до увольнения. Сумма может равняться 58−60% от последней зарплаты, полученной работником. Средняя зарплата в Германии - 2500 евро, это 6085 рублей. Можно прикинуть, что пособие будет около 1500 евро, или 3651 рубль.

Максимальный размер пособия во Франции - 6161 евро, или 14 996 рублей в месяц. Но такие суммы получают немногие. Чаще всего безработным платят от 1000 до 1500 евро в месяц, или 2434−3651 рубль.


Безработица в Беларуси имеет свои индивидуальные особенности. И хотя её уровень достаточно высок, тенденции к сокращению уже намечаются. Государственная поддержка помогает своим гражданам пережить нелёгкие времена. Одна их ключевых задач – сократить безработицу путём создания новых рабочих мест и стимулирования малого бизнеса.

Некоторые не хотят выполнять обязательные общественные работы и отказываются от услуг службы занятости в пользу самостоятельного поиска работы. Других просто не прельщает низкое пособие. Получается, что в службу занятости обращается лишь малая часть реальных безработных.

Если использовать другие расчёты, получаются совершенно другие цифры. В Беларуси зарегистрировано 5,5 млн. работоспособного населения. Из них официальную работу имеют только 4.5 млн. Получается, целый миллион людей не имеет работы.

Некоторые белорусы , как правило, не имея на то разрешения. Другие заняты в теневом секторе экономики, то есть работают без трудового договора. Это спасает от налогов, но рабочий стаж не засчитывается. Многие жители сельской местности также не имеют работы и кормятся только с подсобного хозяйства. Для всех этих категорий регистрация в службе занятости не имеет никакого смысла.

Особенности белорусской безработицы

Особенности безработицы в республике Беларусь — это её тендерный характер. Работоспособными в Беларуси считаются все граждане, достигшие 16 лет. Порог трудоспособности у женщин – 55 лет, а у мужчин – 60 лет. Безработными признаются все, кто не имеет работы.

В то же время к категории работающих относят и тех, кто работает неполный день или находится в вынужденном отпуске. Занятыми считаются и все индивидуальные предприниматели. Размер дохода или его полное отсутствие не имеют никакого значения, получить пособие по безработице уже не получится.

В Беларуси имеют работу в основном мужчины средних лет. Женщины официально имеют равные права, но в условиях выбора приоритет отдаётся мужчинам. Это порождает множество проблем в социальной сфере, одна из них — женский алкоголизм. Он разрушает жизнь не только женщины, но и её детей. Беременность часто протекает с осложнениями и велики риски врожденных болезней. Молодые девушки всё чаше становятся ночными бабочками, чтобы хоть как-то содержать себя и семью.

Ещё одна глобальная проблема – безработица среди молодёжи. Безработными оказываются как одинокие, так и те, кто уже создал семью. Это сильно подрывает атмосферу благополучности. Такое положение вещей способствует росту преступности и социальной апатии в молодёжной среде.

Жертвами безработицы становятся и пожилые люди. В случае потери работы им гораздо сложнее найти новое место. Сложности обучения и адаптации в новых условиях становятся камнем преткновения.

Размер выплат

В 2020 году пособие было вновь повышено:

  • 178, 5 тысяч белорусских рублей первые 13 недель после постановки на биржу труда. 147 тыс. бел. руб. ещё 13 недель. Эта сумма предназначена тем, кто ещё никогда не работал, и тем, кто не работал последний год и имеет общий стаж меньше 12 недель.
  • 210 тыс. бел. руб. — первую половину срока выплат и 157 500 в оставшееся время получают следующие категории:
    • отработавшие в течение последнего года менее 12 недель;
    • перерыв в трудоустройстве 12 месяцев, но общий стаж больше года;
    • получающие пособие и одновременно отрабатывающие на общественных работах с оплатой.
  • Те, кто работал до обращения в службу занятости. При этом не имеет значения, работал он полный рабочий день или только с частичной занятостью. Сумма выплат в первый период будет 70% от уровня заработной платы на последнем месте. Вторые 13 недель – 50%. Но получаемая сумма не может быть больше 420 00 бел. руб. и не меньше 210 тыс. бел. руб.

Есть случаи, когда пособие по безработице может быть увеличено:

  • На 10%, если есть дети до 14 лет или дети-инвалиды до 18 лет;
  • На 20% пособие повышается для многодетных родителей.

Выплаты можно получать не больше 26 недель в год. Чтобы пособие начислялось в срок, нужно регулярно являться в службу занятости и приходить при наличии вакантных мест.

Люди пенсионного возраста, не выходящие на пенсию, также могут получить пособие по безработице. При этом срок выплат возрастает на 2 недели за каждый год, превышающий пенсионный возраст. Это же правило работает и в отношении тех, кто может уйти на пенсию раньше общего срока.

Возможные причины отказа

В выплате государственного пособия безработным могут отказать. Для этого прописано несколько возможных причин:

  • Расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника. Если человек теряет рабочее место по своей инициативе, он должен сам нести ответственность за своё решение.
  • Увольнение с предыдущего места работы за невыполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре.
  • Увольнение за прогулы. Прогулом считается отсутствие на работе без уважительной причины более 3 часов.
  • Увольнение за появление на работе в нетрезвом виде, употребление на рабочем места алкоголя или наркотиков.
  • Воровство имущества нанимателя, предприятия или других сотрудников с установленным решением суда.
  • Нарушение правил безопасности, которые повлекли за собой получение физического вреда или смерть другого сотрудника.
  • Непредставление в налоговую службу декларации о доходах.

При отказе от выплат безработный может снова пойти в службу занятости с письмом.

Пособие могут назначить, если соискатель согласится трудиться на благо общества в течение 22 дней.

Материальная помощь

Кроме стандартного пособия, безработные в Беларуси могут рассчитывать на дополнительную материальную помощь. нестабилен. Всего в течение 2020 года можно получить до 1260 тыс. бел. руб. Эта выплата может быть как в период обучения, так и по иным причинам. Для получения государственных выплат в дополнении к пособию по безработице нужно выполнить ещё несколько условий.

Сумму семейного дохода нужно разделить на каждого её члена с учётом всех материальных поступлений за последние 3 месяца. Итог не должен превышать прожиточного минимума, установленного в регионе. Участие в оплачиваемых общественных работах. Подающий документы на материальную помощь должен в течение года не иметь следующих нарушений:

  • Занятость на временной работе без уведомления органов службы.
  • Неявка в органы социальной защиты без уважительной причины, документально подтвержденной. Ими могут больничный или болезнь ребёнка младшего возраста.
  • Невыполнение общественных работ без уважительной причины. Любые причины должны быть подтверждены документально.
  • Игнорирование направлений на собеседование по устройству на работу. В случае невыхода на связь с работодателем в течение 3 дней.
  • Отказ от направления на курсы переквалификации или на работу. Это явное нежелание устраиваться на работу.
  • Нарушение дисциплины, плохая успеваемость, прогулы занятий по переподготовке или повышению квалификации. Недобросовестность со стороны соискателя карается лишением материальной помощи.

Для получения материальной помощи нужно представить справку о доходах, о составе семьи, а также заполнить заявление. Заявление заполняется на месте, на готовом бланке.

В течение 5 дней работники службы занятости должны принять решение и оповестить о нём.