» » Статья нк по упрощенной системе налогообложения. Упрощенная система налогообложения

Статья нк по упрощенной системе налогообложения. Упрощенная система налогообложения

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 346.11 НК РФ

Комментируемая ст. 346.11 НК РФ закрепляет общие положения, касающиеся УСН.

УСН применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями и применяется наряду с иными режимами налогообложения. А переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном в порядке.

Сущность УСН и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ действуют в новых редакциях.

Так, п. 2 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривает, что применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по

налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

б) налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов

недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

При этом организации, применяющие УСН, по-прежнему не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Пункт 3 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») предусматривает, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ);

б) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, как и ранее, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Также согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие:

а) порядок ведения кассовых операций. Центральным банком Российской Федерации утверждены Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и Указание от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», которые вступили в силу с 1 июня 2014 г.;

б) порядок представления статистической отчетности. Порядок представления первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета урегулирован в ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@ утверждены формы документов для применения УСН. Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/878@ утвержден Формат представления в налоговый орган документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме.

Статья 346.11. Общие положения УСН - упрощенка

1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 401‑ФЗ). Закон вносит широкомасштабные коррективы как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Новшества не обошли стороной и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

В данном материале рассмотрены только изменения, затронувшие гл. 26.2 НК РФ.

Традиционные предновогодние изменения налогового законодательства не стали исключением и в 2016 году: 30.11.2016 опубликован Федеральный закон № 401‑ФЗ. Законом вносятся поправки, касающиеся как порядка налогового администрирования, так и содержания практически всех глав ч. II НК РФ.

В 2016 году гл. 26.2 НК РФ уже претерпевала существенные коррективы, но, как оказалось, они были не последними в уходящем году.

Федеральный закон № 401‑ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, но в отношении ряда положений установлены иные сроки начала действия.

Увеличен предельный размер доходов при УСНО

Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Федеральный закон № 243‑ФЗ), который должен вступить в силу с 01.01.2017 . Этим законом были утверждены новые критерии применения УСНО с 2017 года:
  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб. Размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 01.01.2020 . При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1. Таким образом, с 01.01.2017 до 31.12.2020 предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., для целей перехода на УСНО — 90 млн руб.;
  • остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО увеличена со 100 млн руб. в полтора раза — до 150 млн руб.
К сведению:
С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года — 59,805 млн руб. Федеральный закон № 401‑ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО до 150 млн руб., для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 346.12, п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ.

При этом сказано, что указанные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона № 401‑ФЗ и не ранее 1‑го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку данный закон был опубликован 30.11.2016 , а новый налоговый период по УСНО начинается с 01.01.2017 , получается, что данные нормы вступают в силу с 01.01.2017 .

В Информации от 01.09.2016 по вопросу применения новых значений дохода для целей перехода на УСНО с 2017 года представители ФНС разъяснили, что для организаций, переходящих на обозначенный спецрежим с 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн руб. (величина предельного дохода, действующая в 2016 году на момент подачи уведомления (45 млн руб.), x коэффициент-дефлятор, установленный на 2016 год (1,329)).

Если доход организации за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСНО, не превысит 90 млн руб., то такая организация получит право переходить на УСНО, но только с 01.01.2018 .

С учетом рассмотренных изменений, если доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн руб., организация вправе будет перейти на УСНО с 01.01.2018 .

Расходы в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса

Федеральный закон № 401‑ФЗ вносит изменения в пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, в котором определен порядок учета расходов на уплату налогов и сборов. Данные поправки коррелируют с принципиальными новшествами в вопросе уплаты налогов и сборов, которые внесены этим же законом в ст. 45 НК РФ.

Согласно действующему в 2016 году порядку налогоплательщик обязан сам уплатить налоги и сборы. Финансисты настаивали на том, что НК РФ не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика-организацию другой организацией (Письмо от 12.08.2016 № 03‑02‑07/1/47290).

Много вопросов появлялось у налогоплательщиков в связи с тем, что никто кроме самого налогоплательщика был не вправе исполнить данную обязанность. С 2017 года эта проблема будет решена.

Пункт 1 ст. 45 НК РФ дополнен следующей нормой: уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога. Для исполнения этой обязанности, по всей видимости, будут внесены изменения в платежное поручение или порядок его заполнения: данные коррективы не должны повлечь нарушение прав налогоплательщиков и лиц, уплачивающих за них налоги. Налоговые органы должны иметь всю необходимую информацию, позволяющую с использованием технических средств идентифицировать налогоплательщиков, за которых перечисляются налоги, а также уточнять ошибочно перечисленные третьими лицами налоги, в том числе в составе невыясненных поступлений.

Соответствующие изменения внесены в пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. До 2017 года расходы на уплату налогов и сборов учитывались в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитывались в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

С 2017 года расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов либо при погашении задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает названную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов .

Получается, с 2017 года уплатить налоги и сборы «упрощенец» может сам, а может это за него сделать иное лицо. Соответственно, учесть в расходах уплаченные налоги и сборы он сможет на дату фактической уплаты, когда уплачивает сам, и на дату погашения задолженности иному лицу, когда за «упрощенца» уплачивает налоги такое лицо.

Совмещение УСНО со спецрежимом в виде ЕНВД и ПСН

Федеральный закон № 401‑ФЗ вносит уточнения в гл. 26.2 НК РФ для «упрощенцев», которые совмещают УСНО с системой налогообложения в виде ЕНВД или ПСН.

Во-первых , п. 2 ст. 346.13 НК РФ, в котором в том числе сказано, что организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД, дополнен положением о сроке подачи данного уведомления. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСНО не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД. Эта поправка вступает в силу с 01.01.2017 .

Во-вторых , коррективы внесены в п. 8 ст. 346.18 НК РФ. Согласно обозначенной норме налогоплательщики, совмещающие УСНО и спецрежим в виде ЕНВД, должны вести раздельный учет доходов и расходов по разным видам деятельности. Теперь данная норма распространена и на тот случай, когда совмещаются УСНО и ПСН, а также УСНО, система налогообложения в виде ЕНВД и ПСН.

Без изменений остался порядок распределения расходов в случае невозможности их разделения при исчислении базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам: эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Уточнено, что доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются спецрежим в виде ЕНВД или ПСН, не учитываются при исчислении базы по налогу, уплачиваемому при применении УСНО.

Отметим, что представители контролирующих органов и ранее придерживались приведенных правил, но эти правила не были прописаны в гл. 26.2 НК РФ (письма Минфина России от 09.12.2013 № 03‑11‑12/53551, от 24.11.2014 № 03‑11‑12/59538, от 24.02.2016 № 03‑11‑12/9994).

Технические поправки гл. 26.2 НК РФ

В главу 26.2 НК РФ Федеральным законом № 401‑ФЗ внесены и технические правки, которые вступают в силу с 01.01.2017 .

В пункте 2 ст. 346.11 НК РФ сказано о том, что применение УСНО освобождает организации от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость исходя из названного кодекса). «Упрощенцы» также не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого согласно ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСНО, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральный закон № 401‑ФЗ уточняет, что не только иные налоги уплачиваются «упрощенцами» в общем порядке, но и сборы и страховые взносы.

Аналогичные уточнения внесены в п. 3 ст. 346.11 НК РФ, в котором соответствующие положения прописаны для индивидуальных предпринимателей.

Еще одна техническая правка внесена в абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, в котором сказано о том, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

Поскольку с 2017 года администрирование страховых взносов передается налоговым органам, уплачиваться страховые взносы будут не в ПФР или ФСС, а на счета ФНС. Соответственно, в приведенной норме слова «ПФР и ФФОМС» заменены на «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование».

Федеральный закон № 401‑ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО с 2017 года до 150 млн руб., соответственно, для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб.

С 2017 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Следовательно, «упрощенцы» смогут учесть в расходах уплаченные налоги и сборы на дату фактической уплаты, когда их уплачивает сам налогоплательщик, и на дату погашения задолженности иному лицу, когда за «упрощенца» уплачивает налоги иное лицо.

Кроме этого, Федеральный закон № 401‑ФЗ вносит уточнения в гл. 26.2 НК РФ для «упрощенцев», которые совмещают УСНО со спецрежимом в виде ЕНВД или ПСН.

Подробнее об этих новшествах читайте в статье Н. А. Петровой «УСНО — 2017: новые критерии», №  7, 2016.

Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ, который вносит широкомасштабные изменения как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Не обошли стороной новшества и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

Подписан Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 401-ФЗ). Закон вносит широкомасштабные коррективы как в ч. I, так и в ч. II НК РФ. Новшества не обошли стороной и гл. 26.2 НК РФ: еще раз увеличен предельный размер доходов при УСНО.

В данном материале рассмотрены только изменения, затронувшие гл. 26.2 НК РФ, об остальных новшествах расскажем в № 1, 2017.

Традиционные предновогодние изменения налогового законодательства не стали исключением и в 2016 году: 30.11.2016 опубликован Федеральный закон № 401-ФЗ. Законом вносятся поправки, касающиеся как порядка налогового администрирования, так и содержания практически всех глав ч. II НК РФ.

В 2016 году гл. 26.2 НК РФ уже претерпевала существенные коррективы, но, как оказалось, они были не последними в уходящем году.

Федеральный закон № 401-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, но в отношении ряда положений установлены иные сроки начала действия.

Увеличен предельный размер доходов при УСНО.

Летом 2016 года был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243-ФЗ), который должен вступить в силу с 01.01.2017. Этим законом были утверждены новые критерии применения УСНО с 2017 года:

  • предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ: 60 млн руб. будут заменены на 120 млн руб. Размер доходов для перехода на УСНО пропорционально увеличивается до 90 млн руб., поправки вносятся в п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Действие механизма индексации предельного размера доходов приостанавливается до 01.01.2020. При этом на 2020 год сразу установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 НК РФ, равный 1. Таким образом, с 01.01.2017 до 31.12.2020 предельный размер доходов при УСНО будет равен 120 млн руб., для целей перехода на УСНО – 90 млн руб.;
  • основных средств для целей применения УСНО увеличена со 100 млн руб. в полтора раза – до 150 млн руб.

К сведению:

С учетом индексации в 2016 году предельный размер доходов при УСНО равен 79,74 млн руб., а для целей перехода на УСНО с 2017 года – 59,805 млн руб.

Федеральный закон № 401-ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО до 150 млн руб., для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб. Соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 346.12, п. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ.

При этом сказано, что указанные положения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона № 401-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку данный закон был опубликован 30.11.2016, а новый налоговый период по УСНО начинается с 01.01.2017, получается, что данные нормы вступают в силу с 01.01.2017.

В Информации от 01.09.2016 по вопросу применения новых значений дохода для целей перехода на УСНО с 2017 года представители ФНС разъяснили, что для организаций, переходящих на обозначенный спецрежим с 2017 года, величина дохода за девять месяцев 2016 года должна быть не более 59,805 млн руб. (величина предельного дохода, действующая в 2016 году на момент подачи уведомления (45 млн руб.), x коэффициент-дефлятор, установленный на 2016 год (1,329)).

Если доход организации за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСНО, не превысит 90 млн руб., то такая организация получит право переходить на УСНО, но только с 01.01.2018.

С учетом рассмотренных изменений, если доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн руб., организация вправе будет перейти на УСНО с 01.01.2018.

Показатель

Согласно нормам, действовавшим в 2016 году

Согласно нормам, установленным Федеральным законом № 243-ФЗ

Согласно нормам, установленным Федеральным законом № 401-ФЗ

Размер доходов за девять месяцев для целей перехода на УСНО

45 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора – 59,805 млн руб.)

90 млн руб.

112,5 млн руб.

Предельный размер доходов для целей применения УСНО

60 млн руб. (с учетом коэффициента-дефлятора – 79,74 млн руб.)

120 млн руб.

150 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств для целей применения УСНО

100 млн руб.

150 млн руб.

Расходы в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса.

Федеральный закон № 401-ФЗ вносит изменения в пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, в котором определен порядок учета расходов на уплату налогов и сборов. Данные поправки коррелируют с принципиальными новшествами в вопросе уплаты налогов и сборов, которые внесены этим же законом в ст. 45 НК РФ.

Согласно действующему в 2016 году порядку налогоплательщик обязан сам уплатить налоги и сборы. Финансисты настаивали на том, что НК РФ не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика-организацию другой организацией (Письмо от 12.08.2016 № 03-02-07/1/47290).

Много вопросов появлялось у налогоплательщиков в связи с тем, что никто кроме самого налогоплательщика был не вправе исполнить данную обязанность. С 2017 года эта проблема будет решена.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими УСНО, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Федеральный закон № 401-ФЗ уточняет, что не только иные налоги уплачиваются «упрощенцами» в общем порядке, но и сборы и страховые взносы.

Аналогичные уточнения внесены в п. 3 ст. 346.11 НК РФ, в котором соответствующие положения прописаны для индивидуальных предпринимателей.

Еще одна техническая правка внесена в абз. 6 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, в котором сказано о том, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере.

Поскольку с 2017 года администрирование страховых взносов передается налоговым органам, уплачиваться страховые взносы будут не в ПФР или ФСС, а на счета ФНС. Соответственно, в приведенной норме слова «ПФР и ФФОМС» заменены на «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование».

Федеральный закон № 401-ФЗ увеличивает предельный размер доходов для целей применения УСНО с 2017 года до 150 млн руб., соответственно, для перехода на УСНО доход за девять месяцев не должен превышать 112,5 млн руб.

С 2017 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Следовательно, «упрощенцы» смогут учесть в расходах уплаченные налоги и сборы на дату фактической уплаты, когда их уплачивает сам налогоплательщик, и на дату погашения задолженности иному лицу, когда за «упрощенца» уплачивает налоги иное лицо.

Кроме этого, Федеральный закон № 401-ФЗ вносит уточнения в гл. 26.2 НК РФ для «упрощенцев», которые совмещают УСНО со спецрежимом в виде ЕНВД или ПСН.

Подробнее об этих новшествах читайте в статье Н. А. Петровой «УСНО – 2017: новые критерии», № 7, 2016.

Глава 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" применяется в 2019 году с учетом всех изменений, который вступили в силу с 1 января 2019 года. Рассмотрим все основные изменения и порядок работы в рамках УСН в текущем году.

Налоговый и отчетный период по главе 26.2 НК РФ "УСН"

Налоговый период при применении упрощенной системы налогообложения это один календарный год. Есть и отчетные периоды по итогам которых перечисляют авансовые платежи по УСН. Это 1 квартал, полугодие 9 месяцев. Налог по итогам года к уплате в бюджет рассчитывают как разницу между перечислениями авансов в течение отчетных периодов и налогом, рассчитанном в целом за год. Такие правила Налоговый кодекс "УСН" (глава 26.2).

Программа "БухСофт" формирует всю отчетность для организаций и ИП на УСН. Вы можете заполнить любую форму онлайн или скачать актуальный бланк отчета. Попробовать бесплатно:

Отчетность по УСН онлайн

Глава 26.2 НК РФ "УСН": ставки налога

По налоговая ставка для налогоплательщиков, которые выбрали объектом налогообложения доходы, равна 6 процентам. При этом местные власти вправе снизить ставку до 1 процента, а в Крыму и Севастополе еще меньше (п. 1 ст. 346.20 НК).

Правом уменьшать налоговую ставку до минимума воспользовались не во всех субъектах.

Региональные власти вправе предоставить и налоговые каникулы. То есть сделать для них налоговую ставку 0 процентов. Такой льготой вправе воспользоваться те коммерсанты, которые зарегистрировались впервые и ведут деятельность в определенных сферах. Например, если они заняты производством, социальной сфере, науке или оказывают бытовые услуги населению.

Если вы платите налог с разницы между доходами и расходами, то ставка налога составит 15 процентов. В главе НК "УСН" предусмотрено, что региональные власти вправе также ее понизить.

Расчет налога по главе 26.2 НК РФ "УСН"

Единый налог (авансовые платежи) согласно главе "Упрощенная система налогообложения" НК РФ рассчитывайте нарастающим итогом с начала года по формуле:

  • если УСН-налог вы платите с доходов:
  • если УСН-налог вы платите с разницы между доходами и расходами

Доходы по главе НК РФ "УСН"

Доходы, полученные за год (отчетный период), определяйте по правилам статей 346.15 и 346.17 главы "Упрощенная система налогообложения" (Налоговый кодекс, глава 26.2).

Налогом при использовании упрощенной системы налогообложения облагаются поступления от реализации готовой продукции, продажи товаров, работ или услуг, а также имущественных прав. В статье 249 НК РФ есть перечень таких доходов. Налогом облагают и многие внереализационные доходы. Их состав есть в статье 250 Налогового кодекса РФ. Это установлено пунктом 1 статьи 346.15, пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ.

Те поступления, которые под названные выше категории не подпадают, налогом не облагаются. Дополнительно к этому есть виды доходов, освобожденных от налогообложения на упрощенке.

К доходам от реализации, с которых рассчитывают УСН при упрощенке, относят выручку от реализации:

  • продукции (работ, услуг), которые произведены организацией;
  • товаров купленных для перепродажи, а также других видов собственного имущества (например, основных средств, нематериальных активов, материалов и т. д.);
  • имущественных прав.

Такие правила предусмотрены главой НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (пункт 1 статьи 346.15).

В доходы от реализации включите также авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). Дело в том, что при упрощенке доходы считают по кассовому методу. А полученные авансы могут не включать в базу только те компании, которые используют метод начисления (п. 1 ст. 346.15, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расходы по главе НК РФ "УСН"

Перечень расходов на которые уменьшаются доходы при расчете УСН налога есть в статье 346.16 НК РФ. Он является исчерпывающим. То есть организация не вправе учитывать те расходы, которые в этом перечне отсутствуют. Но из этого правила есть исключения. Минфин разрешает отражать некоторые виды расходов, которые в этом перечне не поименованы.

Например, допустимо учесть расходы и на штатного бухгалтера, и на внешнего. Компания обязана вести бухгалтерский учет. Руководитель вправе нанять бухгалтера или поручить подготовку отчетов другой организации либо физическому лицу (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

Если нанимаете внештатного бухгалтера, учитывайте все затраты на его услуги: учет, консультирование и др. Сохраняйте договор и акты выполненных работ (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Также вы вправе учесть расходы на кондиционеры. Они хоть и не поименованы в перечне, но Минфин считает, что они обоснованы. Организация обязана обеспечить нормальные условия труда для работников в помещениях (ст. 212 ТК РФ, п. 6.10 СанПиН 2.2.4.548-96, утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.96 № 21). А кондиционеры – это часть таких условий.

Затраты на покупку и ремонт кондиционеров можно учесть как материальные (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Налоговый вычет по главе НК РФ "УСН"

Гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" предусматривает, что плательщики УСН-налога с доходов могут уменьшить его размер (или авансовый платеж за отчетный период) на сумму налогового вычета. Вычет состоит из 3 составляющих.

1. Страховые взносы (в пределах начисленных сумм) перечисленные за тот период, за который начислен единый налог или авансовый платеж. В эту сумму могут быть включены взносы за предыдущие периоды (например, за 2019 год), но перечисленные в фонд фонды в отчетном периоде (например, в 2010 году).

2. Взносы по личному страхованию в работников на случай их болезни. Этот вид затрат учитывается в составе вычета, только если договоры на страхование заключены с организациями, имеющими соответствующие лицензии. А страховые выплаты не превышают размера пособий по временной нетрудоспособности, рассчитанного по статье 7 Закона от 29.12.2006 No 255-ФЗ.

3. Больничные пособия за первые три дня нетрудоспособности в части, не покрытой страховыми выплатами по договорам, личного страхования. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.1 статьи 346.21 НК и разъяснен в письмах Минфина от 01.02.2016 No 03-11-06/2/4597, от 29.12.2012 No 03-11-09/99.

Больничное пособие не уменьшайте на исчисленный НДФЛ (письмо Минфина от 11.04.2013 No 03-11-06/2/12039). Доплаты к больничному пособию до фактического среднего заработка сотрудника не учитывайте. Эти суммы пособием не являются (ст. 7 Закона от 29.12. 2006 No 255-ФЗ).

По общему правилу размер вычета не может превышать 50 процентов от УСН-налога (авансового платежа).

Пример
Организация "Альфа" применяет УСН режим, рассчитывает платеж с доходов. За I квартал текущего года организация начислила:

Авансовый платеж по упрощенке – в размере 48 000 Ᵽ;
- взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование – 12 500 Ᵽ (отражены в расчете по страховым взносам за I квартал);
- взносы на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 5000 Ᵽ (отражены в форме-4 ФСС за I квартал);
- взносы на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности (по договорам, условия которых соответствуют требованиям подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК) – 6000 Ᵽ;
- больничные пособия за первые три дня нетрудоспособности сотрудникам, в отношении которых не были заключены договоры добровольного страхования, 2500 Ᵽ (отражены в расчете по страховым взносам за I квартал).

1) взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхование:

За январь, февраль и март текущего года – 12 500 Ᵽ;
- за декабрь предыдущего года – 3500 Ᵽ (отражены в расчете взносов за предыдущий год);

2) взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний:

За январь и февраль – 2700 Ᵽ;
- за декабрь предыдущего года – 1400 Ᵽ (отражены в форме-4 ФСС за предыдущий год);

3) взносов на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности – 6000 Ᵽ;

4) больничных пособий сотрудникам за первые три дня нетрудоспособности – 2500 Ᵽ

Предельная величина вычета за I квартал составляет 24 000 Ᵽ (48 000 Ᵽ × 50%).

В общую сумму расходов, которые могут быть предъявлены к вычету за I квартал, включаются:

Взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование, уплаченные в период с 1 января по 31 марта текущего за I квартал текущего года и за декабрь предыдущего года (в пределах сумм, отраженных в отчетности по страховым взносам), в размере 16 000 Ᵽ (12 500 Ᵽ + 3500 Ᵽ);
- взносы на обязательное социальное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, уплаченные в период с 1 января по 31 марта текущего года за I квартал текущего года и за декабрь предыдущего года (в пределах сумм, отраженных в отчетности по страховым взносам), в размере 4100 Ᵽ (2700 Ᵽ + 1400 Ᵽ);
- взносы на добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности в размере – 6000 Ᵽ;
- больничные пособия сотрудникам за первые три дня нетрудоспособности в размере фактически выплаченных сумм (без уменьшения на НДФЛ) – 2500 Ᵽ

Общая сумма расходов, которые могут быть предъявлены к вычету за I квартал, составляет 28 600 Ᵽ (16 000 Ᵽ + 4100 Ᵽ + 6000 Ᵽ + 2500 Ᵽ). Она превышает предельную величину вычета (28 600 Ᵽ > 24 000 Ᵽ). Поэтому авансовый платеж за I квартал бухгалтер "Альфы" начислил в размере 24 000 Ᵽ

В дополнение к трем видам вычета, которые предусмотрены для всех плательщиков единого платежа, организации и предприниматели, занимающиеся торговлей, могут его уменьшать на торговый сбор. Что для этого нужно?

Во-первых, организация или предприниматель должны быть поставлены на учет в качестве плательщика торгового сбора. Если плательщик перечисляет торговый сбор не по уведомлению о постановке на учет, а по требованию инспекции, пользоваться вычетом запрещено.

Во-вторых, торговый сбор должен быть уплачен в бюджет того же региона, в который зачисляется платеж по спецрежиму. Главным образом, это требование касается организаций и предпринимателей, которые занимаются торговлей не там, где они состоят на учете по местонахождению (месту жительства).

Например, предприниматель, который зарегистрирован в Московской области и торгует в Москве, не сможет уменьшить платеж на сумму торгового сбора. Ведь торговый сбор в полном объеме зачисляется в бюджет Москвы (п. 3 ст. 56 БК), а единый УСН платеж – в бюджет Московской области (п. 6 ст. 346.21 НК, п. 2 ст. 56 БК).

В-третьих, торговый сбор должен быть уплачен в региональный бюджет именно в том периоде, за который начислен УСН платеж. Торговый сбор, уплаченный по окончании этого периода, можно принять к вычету только в следующем периоде. Например, торговый сбор, уплаченный в январе 2019 года по итогам IV квартала 2018 года, уменьшит его сумму за 2019 год. Принимать его к вычету за 2018 год нельзя.

В-четвертых, УСН платеж нужно определить отдельно:

  • по торговой деятельности, в отношении которой организация (предприниматель) платит торговый сбор;
  • по остальным видам предпринимательской деятельности по которым сбор не платиться.

Фактически уплаченный торговый сбор уменьшает только первую сумму. То есть ту часть платежа, которая начислена с доходов от торговой деятельности. Поэтому, если вы занимаетесь несколькими видами предпринимательской деятельности, следует вести раздельный учет доходов от деятельности, облагаемой торговым сбором, и доходов от другой деятельности. Это подтверждают письма Минфина от 18.12.2015 No 03-11-09/78212 (направлено инспекциям письмом ФНС от 20.02.2016 No СД-4-3/2833) и от 23.07.2015 No 03-11-09/42494.

Раздельный учет ведите в бухгалтерской программе или оформляйте бухгалтерскими справками

Расчет УСН - налога

Сумму единого налога (авансового платежа), начисленную с учетом вычетов, организация должна перечислить в бюджет за весь налоговый (отчетный) период. При этом ее можно уменьшить на сумму авансовых платежей, начисленных по итогам предыдущих отчетных периодов. В связи с этим по итогам года (очередного отчетного периода) у организации может сложиться сумма платежа не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов к концу года снизится, а сумма вычетов увеличится.

Изменения в УСН

Лимит доходов за 9 месяцев, который позволяет перейти на спецрежим, в 2019 году составляет 112,5 млн. На коэффициент дефлятор этот показатель не корректируют. Применяется и увеличенный лимит стоимости основных средств, исходя из которого компания могла переходить на этот спецрежим. Если раньше он составлял 100 млн. Ᵽ, то теперь этот показатель равен 150 млн.