» » Преимущества прогрессивного налогообложения физических лиц. Прогрессивный налог: Виды и ключевые особенности системы

Преимущества прогрессивного налогообложения физических лиц. Прогрессивный налог: Виды и ключевые особенности системы

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином - физические лица .

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, так как 80% его зачисляется бюджет региона и является одним из основных источников дохода .Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения .

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

Наличие льгот и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем вышесредняя ставка налога на доходы .

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Считается, что достижению большей социальной справедливости в подоходном налогообложении способствует прогрессивная шкала налогообложения, то есть чем больше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Между тем у этой точки зрения есть противники, считающие, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, а также рост инвестиций и создание новых рабочих мест.

В настоящее время несовершенство налоговой базы, несправедливая плоская шкала процента по подоходному налогу, а также слабое администрирование сбора налога являются дестимулирующим фактором полноты его собираемости. Так же заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, является базой не только для обложения подоходным налогом, но и ряда других налогов, которые обязаны уплачивать физические лица, что чрезвычайно увеличивает налоговую нагрузку.

Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

НДФЛ является одним из основных источников формирования бюджетов стран, а также эффективным регулятором в социальной сфере. Рассмотрение эволюции подоходного налога с физических лиц в России раскрывает неэффективность применяемых сейчас форм налога, и, более того, их отрицательное воздействие на социально-экономическое положение в стране.

Основная ставка подоходного налога в России в настоящее время - 13%. Эта налоговая ставка фиксирована, и налоговую шкалу с такой ставкой называют плоской. Одним из альтернативных вариантов налогового исчисления является прогрессивная шкала подоходного налога, которая действует во многих развитых странах Запада.

Особенность прогрессивной шкалы в том, что ставка подоходного налога здесь является дифференцированной и возрастает по мере роста дохода налогоплательщика.

С 2001 года, когда в России была введена действующая налоговая ставка, и по настоящее время, среди экономистов, законодателей и аналитиков не утихают споры о том, какая шкала подоходного налога оптимальна для нашего государства - плоская или прогрессивная.

Главный аргумент сторонников прогрессивной шкалы подоходного налога - слишком большое социальное расслоение общества в России и слишком маленькая часть среднего класса, на котором выстроены все современные развитые экономики мира .

Глобальная проблема для экономики нашей страны - недостаток покупательского спроса. Попросту говоря, у большинства россиян нет денег, и многим хватает лишь на питание. Но эта проблема обуславливается нерациональным и неэффективным распределением ресурсов, а не их отсутствием. Оптимизацией распределения доходов можно существенно снизить социальное расслоение, увеличить объем поступлений в бюджет, уменьшить число бедных, повысить покупательский спрос. Проблема может быть решена, в том числе совершенствованием сбора подоходного налога.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога позволило бы перераспределить налоговое бремя, практически освободить от налогов людей, находящихся на грани выживания, и в то же время сделать основной упор на налоговое обложение сверхдоходов.

Целью введения таких изменений в налоговое законодательство является решение следующих важнейших задач социально - экономического развития России:

Повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения;

Устранение огромного имущественного неравенства населения;

Увеличения доходной части региональных бюджетов.

Ставка НДФЛ в 13 % по замыслу авторов, должна была упростить сбор налогов и легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах. Необходимо отметить, что и все дальнейшие наиболее принципиальные изменения Налогового кодекса связанные с введением регрессивной ставки отчислений во внебюджетные фонды и плоской 9% ставкой налога на дивиденды, с отменой налога на наследование и дарение для родственников, отвечали либеральной доктрине снижения налоговой нагрузки на наиболее богатые слои населения, с целью увеличения их гипотетических инвестиций в экономику России.

В настоящее время общая ставка взносов во внебюджетные фонды составляет 30% от фонда заработной платы: 22% идет в Пенсионный фонд РФ, 5,1% в Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования РФ и 2,9% в Фонд социального страхования РФ. В то же время существуют пороги для взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). В ПФР страховой взнос в размере 22% платится с годового заработка, не превышающего в 2016 году 796 тыс. рублей, 10% платится с превышения этого порога, в ФСС взнос в 2,9% платится с годовой зарплаты до 718 тыс. рублей, сверх этого уровня заработка взнос не уплачивается . Таким образом, по мере увеличения дохода отчисления во внебюджетные фонды уменьшаются, что на наш взгляд является экономически нецелесообразным и способствует увеличению социального неравенства.

Реальные результаты, согласно заключению Счётной палаты РФ в 2015 года таковы, что в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц не было отмечено увеличения легализованных доходов, наоборот, по оценке ряда экспертов, «теневые» и коррупционные доходы в Российской Федерации составляют порядка 15-20% от общего объема ВВП .

Социальное расслоение населения все последние годы так же стремительно увеличивается. К примеру, по официальным данным Росстат на 2015 г., коэффициент отношения денежных доходов 10% самых богатых граждан России к доходам 10% самых бедных граждан составил 14,5. Даже такой разрыв огромен, хотя официальные данные, как правило - это более оптимистичный взгляд на ситуацию. Реальность же гораздо суровее. Даже то, что Россия - лидер по количеству долларовых миллионеров в Европе, хотя более трети населения страны не могут свести концы с концами, свидетельствует о том, что официальная статистика не более чем далекие от истины цифры.

По соотношению доходов, распределяемых между самыми богатыми и самыми бедными, Россия давно уже перешла порог социальной безопасности, который по оценке международных экспертов не должен превышать 8-9. Для сравнения, в Германии, Австрии и Франции Кд варьируется от 5 до 7, а в Швеции, Дании, Финляндии, Японии и Южной Корее - от 3,5 до 5 .

Настораживает и то, что в последних данных Росстата социологи и экономисты отметили принципиальное изменение структуры слоя самых богатых: состоятельные чиновники вытесняют из него предпринимателей и бизнесменов. Еще в 2004 году было опубликовано исследование, согласно которому среди владельцев и покупателей недвижимости на Рублевке лишь 30% - бизнесмены, а 70% - федеральные и региональные чиновники. Вот почему высшему чиновничеству невыгодно что-либо менять в существующей системе налогообложения .

Что же касается инвестиций, то они действительно возросли, но не в российскую экономику, а в экономику стран ЕЭС и США. При этом доля инвестиций в реальную экономику нашей страны даже уменьшилась, сегодня по этому показателю Россия оказалась далеко позади большинства развивающихся стран.

Необходимо также отметить, что применение плоской 13% ставки НДФЛ привело к уменьшению его доли до 3,9% ВВП в 2014 году (в США доля подоходного налога составляет около 10% от ВВП, а странах ЕЭС - от 8 до 10%), что оказывает резко отрицательное влияние на эффективность экономики по следующим причинам .

Во-первых, низкий уровень налогообложения личных доходов ведёт к повышению уровня налогообложения прибыли и добавленной стоимости, что оказывает резко дестимулирующее воздействие на экономическое развитие.

Во-вторых, низкий уровень НДФЛ способствует тому, что прибыль от предпринимательской деятельности в большей мере идёт на потребление, а не на производственные накопления и реинвестирование в производство. Существующий характер налогообложения поощряет «проедание» прибыли.

В-третьих, низкий уровень налога на личные доходы при их плоской шкале не даёт в руки государства достаточных средств для проведения активной социальной политики.

В-четвёртых, единая ставка НДФЛ при высоком уровне дифференциации доходов населения создаёт массовое убеждение в несправедливости существующей системы распределения. И тем самым ведёт к дестимулированию трудовой деятельности населения и подрыву экономической эффективности развития России.

Таким образом, предлагаемое прогрессивное налогообложение доходов создает условия, способствующие росту эффективности предпринимательской деятельности и инвестиций, и препятствует непроизводительному растрачиванию доходов. А если одновременно с введением прогрессивной шкалы налогообложения ввести, как в странах ЕЭС, налоги на роскошь (на элитную недвижимость, дорогие автомобили, яхты, ювелирные украшения и т.п.), эффект будет еще выше.

Неслучайно именно прогрессивное налогообложение личных доходов граждан широко применяется в подавляющем большинстве стран мира. При этом граждане с низкими доходами в экономически развитых странах чаще всего полностью освобождены от НДФЛ: так, в США нулевая ставка применяется при доходах до 8450 долларов в год, в Швеции - до 306000 шведских крон, в Швейцарии - до 16100 франков, в Австрии — до 10000 евро, в Ирландии — до 5210 евро, в Испании - до 2400 евро, в Норвегии - 36000 норвежских крон, а в Австралии - до 6000 австралийских долларов и т.д.

Необходимо отметить, что под воздействием экономического кризиса максимальные ставки НДФЛ в 2014 г. были повышены в США до 40%, в Англии - до 50%, а в ряде развитых странах максимальный уровень налогообложения доходов физических лиц с учетом страховых взносов, местных и социальных налогов достигает 70%.

В результате в США 80% федерального бюджета обеспечивается налогами, взимаемыми с 20% граждан с наиболее высокими доходами .

В таблице 1 приведены значения минимальных и максимальных ставок налогообложения доходов физических лиц для ряда наиболее крупных и развитых экономик мира (по состоянию на начало 2015 г.) .

Таблица 1

Размер ставки НДФЛ в наиболее экономически развитых странах мира

Страна

Минимальная-максимальная ставка налога, %

Австралия

Бразилия

Великобритания

Германия

Финляндия

Как видно из таблицы, в большинстве стран существует необлагаемый подоходным налогом минимальный годовой заработок.

Что же касается плоской шкалы НДФЛ, то кроме России она используется в Грузии, Эстонии, Латвии, Украине, Чехии, Словакии, Румынии и Казахстане.

Плоская шкала НДФЛ действительно упрощает сбор налогов, но заявленные чрезвычайные сложности собираемости налогов при прогрессивных ставках НДФЛ представляются надуманными. Показателен пример Китая, в котором при численности населения на порядок превышающем численность населения России, успешно применяется 7 ступенчатая прогрессивная система НДФЛ с минимальной ставкой - 3%, а максимальной - 45%, что обеспечивало устойчивый рост экономики даже в условиях глобального экономического кризиса.

Что же касается высокой собираемости НДФЛ в развитых странах, то она обеспечивается системой 100% компьютерного учёта доходов и расчёта налогов. Если же вернуться к мировому опыту использования прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, то необходимо отметить, что не только страны экономически развитого Запада эффективно используют такую шкалу НДФЛ, но и страны со схожей экономической ситуацией, что и в России (конкретно страны БРИКС), применяют дифференцированную ставку к своим налогоплательщикам: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%.

Россия же, в сложившейся ситуации, напоминает семью с нерациональными родителями. Здесь, средства, заработанные общим трудом всех членов семьи, отдаются одному «самому любимому» ребенку, который эгоистично тратит их на свои забавы. Но всем остальным детям, да и самим родителям, уже ничего не остается даже на самые важные нужды. И тут начинаются проблемы: родители уже не могут работать ради одного, им не хватает на пропитание, они слабеют и скоро потеряют работу. И, в конце концов, пострадает от этого вся семья, даже тот «самый любимый» ребенок, во имя которого разбалансировано распределение семейного бюджета.

Прогрессивное налогообложение могло бы способствовать рационализации в распределении доходов среди населения и, возможно, прогрессивная шкала НДФЛ в настоящее время для России - необходимое условие сбалансированности и устойчивости экономики и социальной справедливости.

Доказать такое предположение можно путем математических расчетов. К примеру, можно предложить определенные изменения в налоговом законодательстве России и просчитать изменения, которые они за собой повлекут.

По данным Росстата в 2015 году рабочая сила, занятая в экономике без учета безработных граждан составляла 65015 тыс. чел. Удельный вес оплаты труда работников в ВВП в 2015 году составил 37,8 % от ВВП или 29443,55 млрд. руб. Используя данные Росстата о распределении общей суммы начисленной заработной платы и средней заработной платы по 10-процентным группам работников организаций, а также данные о распределении численности работников организаций по размерам начисленной заработной платы рассчитаем распределение налогоплательщиков по группам доходов и распределение доходов по группам налогоплательщиков в зависимости от определенных размеров совокупного годового дохода. Результаты показаны в таблицах 2 и 3. Как видно из таблицы 2 11,9% населения имеют доходы близкие к уровню прожиточного минимума, а 4,9% населения имеют сверхдоходы. Из таблицы 3 видно, что приблизительно 10 процентов населения получают лишь 2,2 % совокупного дохода, а приблизительно 5 процентов населения получают приблизительно 30 % совокупного дохода. Разница в доходах более чем значительна.

Таблица 2

Распределение налогоплательщиков по группам доходов

Количество налогоплательщиков в %

от 75 до 120

от 120 до 600

от 600 до 1200

Таблица 3

Распределение доходов по группам налогоплательщиков

Совокупный годовой доход (тыс.руб.)

Количество налогоплательщиков (млн.чел.)

Совокупный доход по группам (тыс. руб.)

Совокупный доход по группам (в %)

от 75 до 120

от 120 до 600

от 600 до 1200

В таблице 4 показана предлагаемая прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц. При ее разработке ориентиром служил средний годовой доход на одного человека из каждой группы градации совокупного годового дохода. При этом разница в среднем годовом доходе на одного человека из группы с наибольшими доходами и группой с наименьшими доходами составляет более 33 раз.

Исходя из данных таблицы 4 о количестве налогоплательщиков, их доходах и объеме собираемого подоходного налога в 2015 г., можно предложить следующие изменения в ст. 217 НК РФ и ст. 224:

лица, получающие доход ниже 120 тыс. руб. в год, освобождаются от уплаты налога, для остальных налогоплательщиков вводится прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от 13 до 35 процентов.

Зависимость ставки НДФЛ от суммарного налогооблагаемого годового дохода может быть следующая: годовой доход до 120 тыс. руб. - не облагается налогом, от 120 до 600 тыс. руб. - облагается по ставке 13%, от 600 до 1200 тыс. руб. - по ставке 20% и доход свыше 1200 тыс. руб. будет облагаться по ставке 35%.

Для расчёта экономического эффекта от применения, предлагаемых изменений НК РФ ставки налога на доходы физических лиц, необходимо знать общую численность налогоплательщиков, их распределение по группам доходов и величину суммарного годового дохода по каждой группе.

Таблица 4

Предлагаемая прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц

Совокупный годовой доход (тыс.руб.)

Количество налогоплательщиков (млн.чел.)

Средний годовой доход на одного человека (руб.)

Предлагаемая шкала в процентах

от 75 до 120

от 120 до 600

от 600 до 1200

Результаты расчётов экономического эффекта при использовании предлагаемого прогрессивного налогообложения доходов показаны таблице 5. Они показывают, что с применением предлагаемой прогрессивной подоходной шкалы объем собираемого налога увеличивается. Экономический эффект составляет 2223,87 млрд. руб.

Таблица 5

Расчет экономического эффекта от введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц (млрд. руб.)

Совокупный годовой доход (тыс. руб.)

Количество налогоплательщиков (млн. чел.)

Суммарный годовой доход по группам (млрд. руб.)

Размер НДФЛ по ставке 13% (млрд. руб.)

Размер НДФЛ по предлагаемой шкале налогообложения

(млрд. руб.)

Экономический эффект от внедрения предлагаемой шкалы (млрд. руб.)

от 75 до 120

от 120 до 600

от 600 до 1200

Результаты расчётов экономического эффекта при использовании предлагаемого прогрессивного налогообложения доходов показали следующее:

Доходы бюджета от НДФЛ увеличатся в 1,6 раза и составят 6051,53 млрд.руб.

Размер собираемого НДФЛ с группы налогоплательщиков, чьи доходы больше 1200 тыс.руб. в год увеличится в 2,7 раза и составит 3091,57 млрд.руб.

Анализ данных расчета экономического эффекта позволяет сделать выводы о том (таблица 5), что введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц повлечет за собой следующие изменения:

  • · снижение налоговой нагрузки почти для 7,4 млн. налогоплательщиков России с низкими доходами, что составляет 11,9% от всех налогоплательщиков, перераспределив её на более богатые слои населения;
  • · основной экономический эффект от введения прогрессивного налогообложения в 2,22 трлн. руб. достигается от дополнительного налогообложения для 3,2 млн. наиболее состоятельных налогоплательщиков, составляющих 4,9% всех налогоплательщиков.

Таким образом, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических действительно актуально для экономики России на современном этапе, и позволяет решить ряд важных социально-экономических проблем.

Прогрессивный налог на доходы – это система, полностью реформирующая налогообложение РФ, нацеленная на уравнение социального расслоения населения.

С ее введением, налоги будут исчисляться согласно получаемому доходу физического лица.

Но данный вид налогообложения имеет не только преимущества, но и определенные недостатки, которые ставят его в ряд не самых эффективных методов наложения .

Что такое прогрессивный налог?

Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.

Она предусматривает увеличение средней ставки соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.

Такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.

Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.

Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.

Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.

Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.

В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.

Виды

Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

  • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.

  • Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.

  • Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
  • Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.

Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.

Прогрессивный налог в РФ

В выдвинутом не так давно законопроекте, были рассмотрены особенности развития и внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период.

На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.

В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:

  1. для категории лиц, с годовым до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
  2. для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
  3. 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
  4. 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
  5. для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.

Как прогрессивная шкала налогообложения урегулирована законодательством РФ в 2016 году?

Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.

Она была отклонена, и в настоящее время, правительство не предполагает вводить данную шкалу, как минимум несколько лет. Расчет налога на доход физических лиц будет производиться с фиксированной ставкой в размере 13%.

Он до сих пор считается оптимально функциональным для экономического развития нашей страны.

Кроме того, отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.

Плюсы и минусы системы

Возможность введения прогрессивного способа формирования налоговой базы может привести как к положительным, так и негативным результатам.

Преимущества системы:

  • эффективное пополнение бюджета страны, способного покрыть ее дефицит. Но практика показывает, что в случае отдельных стран это не подтверждается;
  • стабилизация бюджета регионов;
  • уменьшение социального расслоения.

Недостатки прогрессивной шкалы:

  • региональная стабилизация возможна лишь на уровне крупных городов, так как налогообложение производится, основываясь на месте трудоустройства и зарплат, к пример, а не жительства;
  • увеличиваются расходы на административные издержки, так как граждане будут вынуждены отчитываться о доходах самостоятельно;
  • проблемы социального характера: увеличение риска безработицы, снижение трудового стимулирования и вложения инвестиций.

Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ

Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.

Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.

Прогрессивный налог. Право голоса

"Налоги" (газета), 2007, N 17

Проблема прогрессивного налогообложения представляет значительный интерес с точки зрения теории и практики. С введением с 2001 г. плоской шкалы подоходного налога не прекращаются споры о его рациональности и адекватном отражении социальной реальности, в том числе высказываются предложения о введении прогрессивного налога. Обращается внимание на то, что прогрессивное налогообложение существует во многих развитых государствах. Поэтому требуется концептуально обосновать прогрессивное налогообложение, его соответствие основным принципам налогообложения, а также определить динамику прогрессии и шкалу налога.

Теоретический вопрос соответствия прогрессивного налогообложения принципу равенства вызывает наибольшие споры в литературе. Некоторые авторы считают, что прогрессивное налогообложение позволит перенести налоговое бремя на наиболее обеспеченных граждан. Однако ряд исследователей подчеркивают, что теории, разработанные для оправдания прогрессивного налогообложения, не обосновывают его соответствие принципу равенства. Поэтому экономические и социальные концепции прогрессивного налогообложения недостаточны для его правового обоснования.

Законодательство дает обоснование соответствия прогрессивного налогообложения принципу равенства. Запрещается конфискационный характер налогообложения. Поэтому в качестве критерия прогрессивности налогообложения должен быть взят не размер уплачиваемого налога или обременяемого дохода, а размер остающихся в распоряжении налогоплательщика средств. Принципы равенства и справедливости при таком подходе будут раскрываться через предельную достаточность доступных налогоплательщику средств в сравнении со средствами, остающимися после уплаты налога с большего или меньшего дохода.

Определенную сложность представляет решение практического вопроса о шкале прогрессивного налога. Старый подход предусматривал скачкообразное повышение размера налога по группам доходов. Предлагается заменить простую прогрессивную шкалу на сложную, с повышением ставки налога для суммы, превышающей установленную. То есть размер остающихся в распоряжении средств будет возрастать пропорционально доходу. Недостатком данной системы является то, что прогрессия будет существовать только между группами, но не внутри групп. Таким образом, возникает необходимость создания новой плавной шкалы прогрессивного налогообложения.

Для определения шкалы прогрессивного налогообложения возможно
использование графика функции. Уплачиваемый налог следует
n
исчислять по формуле f(x) = kx , (где f(х) - ставка налога, причем
ось абсцисс имеет двойную нумерацию - основная для расчетов по
формуле и параллельная ей, соответствующая самой ставке налога;
x - доход; k и n - экономические показатели больше 1,
характеризующие прогрессивность шкалы и определяемые в зависимости
от социальной ситуации). Предлагаемый метод следует применять при
исчислении налога налоговыми агентами и с использованием сложной
прогрессии для доходов ниже и выше некоторых устанавливаемых в
зависимости от ситуации и формулы величины.

Важно оговориться, что в Российской Федерации имеются элементы прогрессивности налогообложения: механизм вычетов и льгот, а также различные ставки налога для отдельных доходов. Предлагаемая комбинированная система степенной функции со сложной прогрессией для сверхприбыли позволит равномерно облагать доходы различного размера с учетом остающихся в распоряжении налогоплательщика средств, что соответствовало бы принципам справедливости и равенства налогообложения.

Д.В.Морозов

Саратовский государственный

университет имени Н.Г.Чернышевского

Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен.

К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие.

Пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) - каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.

Прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) - более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.

Надо заметить, что налогообложение - это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения и финансисты, которые защищают их интересы, всегда находят доводы против прогрессивного обложения.

До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.

В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

Зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.

Подоходный налог в США. Налогообложение в США
В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Австралия 4 ступени, необлагаемый минимум 18000, Макс ставка при 180000.
19; 32,5; 37; 45 %.

Зачастую рассчет происходит ступенями. То есть берется доход за год из него вычитается необлагаемый сумма, затем берется сумма облагаемая по первой ставке и так далее пока не вычитаем весь, если доход очень большой весь остаток считается по 42-45%.

Из плюсов вижу увеличение налоговых поступлений, освобождение от налогов очень бедных. Опять же если налоги не устраивают можно уехать вести бизнес за границу. Получается в России быть богатым выгодно, но сложно им стать)
Из минусов вижу что от нас уедет Депардье (