» » Объекты налогообложения транспортным налогом. Объекты налогообложения транспортным налогом Объекты налогообложения в отношении водных транспортных средств

Объекты налогообложения транспортным налогом. Объекты налогообложения транспортным налогом Объекты налогообложения в отношении водных транспортных средств

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (подпункт дополнен с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 368-ФЗ;
____________________________________________________________________
Положения подпункта 4 пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 368-ФЗ) применяются с 1 января 2010 года - см. часть 5 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 368-ФЗ.

____________________________________________________________________
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (подпункт дополнительно включен с 23 января 2006 года Федеральным законом от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ);
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 268-ФЗ)

Комментарий к статье 358 НК РФ

В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства... зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями - автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, подпунктом 9 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в "Парламентской газете" и в "Российской газете" 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 этого Закона, изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 года.

В то же время, общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.

Консультации и комментарии юристов по ст 358 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 358 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ пункт 2 статьи 358 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 11 с 1 января 2020 г. - Федеральный закон

11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 12 с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 324-ФЗ

12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".

Новая редакция Ст. 358 НК РФ

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Комментарий к Статье 358 НК РФ

В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства... зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (Письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В Письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в Письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями - автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 г.), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В Письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же Письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в "Парламентской газете" и в "Российской газете" 23 декабря 2005 г. Согласно п. 2 ст. 4 этого Закона изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 г.

В то же время общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в ст. 5 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 г. с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 НК РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 г.

Другой комментарий к Ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно статье 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, до момента регистрации автотранспортного средства в уполномоченных органах оно не допускается к участию в дорожном движении.

  • Вверх

Вопрос: Просим разъяснить пп.2 п.2 ст.358 НК РФ. Относятся ли к транспортным средствам, не подлежащим обложению транспортным налогом, автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, если данные автомобили куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет, или же не подлежат налогообложению только автомобили, приобретенные через органы социальной защиты? (Письмо Минфина РФ от 08.07.2004 n 03-06-11/100)

Вопрос: Просим разъяснить пп.2 п.2 ст.358 НК РФ. Относятся ли к транспортным средствам, не подлежащим обложению транспортным налогом, автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, если данные автомобили куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет, или же не подлежат налогообложению только автомобили, приобретенные через органы социальной защиты?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100
Минфин России рассмотрел письмо по вопросу уплаты транспортного налога инвалидами - владельцами легковых автомобилей, купленных и переоборудованных ими за свой счет, и сообщает.
Согласно пп.2 п.2 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не являются объектом налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Данная редакция Кодекса позволяет сделать вывод о том, что "автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами" и "автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке" в целях применения гл.28 Кодекса выделены в две самостоятельные категории транспортных средств.
На основании изложенного Минфин России считает, что положение пп.2 п.2 ст.358 Кодекса, касающееся непризнания объектом налогообложения по транспортному налогу автомобилей легковых, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств.
Первый заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
08.07.2004

Судебная практика и законодательство - Налоговый кодекс ч.2. Статья 358. Объект налогообложения

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 307-КГ17-5725 по делу N А21-4300/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и о признании недействительным и не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмагилова Марата Нагимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положением Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2513-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мещеринова Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав статьями 356 - 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 304-КГ16-11095 по делу N А46-10079/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности в части доначисления сумм налогов, пени и налоговых санкций. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель в проверяемый период не соответствовал понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», поскольку в действительности не осуществлял сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами.

Основанием для принятия решения в обжалуемой части послужили выводы инспекции о том, что в нарушение статьи 346.2, пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, общество неправомерно исчислило налог на прибыль по налоговой ставке 0 процентов и не исчислило транспортный налог в связи с отнесением себя к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда как фактически общество таковым не является.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аленичева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Муфтахова Игоря Рифовича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Муфтахов оспаривает конституционность статьи 210 ГК Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих понятие налогоплательщика и объекта налогообложения для целей уплаты транспортного налога.

ФНС России от 27.03.2017 N БС-4-21/5548@ «О применении индивидуальными предпринимателями налоговых льгот по транспортному налогу»

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@ «О направлении материалов для проведения публичной информационной кампании по вопросам уплаты имущественных налогов физическими лицами в 2016 году»

Положения Налогового кодекса Российской Федерации (включая статью 358 об объектах налогообложения транспортным налогом) не возлагают на владельца транспортных средств, находящихся в розыске, обязанность по представлению в налоговую инспекцию документа, подтверждающего факт угона (кражи) соответствующего транспортного средства.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение.

ФНС РФ от 14.02.2008 N ШС-6-3/101@ «О земельном налоге» (вместе с Минфина РФ от 04.02.2008 N 03-05-04-01/4)

Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2008 N 03-05-04-01/4 о применении подпункта 6 пункта 2 статьи 358, подпункта 2 пункта 4 статьи 374, пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

ФНС России от 04.04.2012 N 11-2-04/0074@ «Об исчислении транспортного налога в отношении буксирных судов» (вместе с Минфина России от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10, Минтранса России от 06.03.2012 N 05-10-713)

Необходимо отметить, что в статье 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (статья 38 НК РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФНС РФ от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@ «О транспортном налоге» (вместе с письмом Минфина РФ от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1)

В соответствии со статьей 357 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса.

ФНС РФ от 09.02.2005 N 21-5-05/4@ «О транспортном налоге» (вместе с Минфина РФ от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1)

Понятие «транспортное средство», используемое для целей применения главы 28 «Транспортный налог» Кодекса, определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФНС РФ от 19.09.2006 N 21-4-04/384@ «О транспортном налоге и налоге на имущество организаций»

1. Пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) установлено, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

ФНС России от 24.04.2015 N БС-4-11/7093@ «О транспортном налоге» (вместе с Минфина России от 10.04.2015 N 03-05-04-04/20422)

В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Письмо ФНС России от 26.10.2012 N БС-4-11/18200 «О рассмотрении обращения»

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (пункт 1 статьи 363.1 Кодекса). При этом исчисление суммы транспортного налога (статья 362 Кодекса), подлежащей уплате в установленные сроки (статья 363 Кодекса), осуществляется исходя из налоговой базы (статья 359 Кодекса) и налоговой ставки (статья 361 Кодекса) в зависимости от регистрации (снятия с регистрации) транспортных средств, а также с учетом налоговых льгот (статья 356 Кодекса) и (или) налоговых преференций (статья 358 Кодекса).

legalacts.ru

За каждую транспортную единицу имущества требуется производить налоговые отчисления. Вносить их полагается собственнику средства передвижения. Некоторым группам населения, обладающим особым статусом, как на общероссийском, так и на уровне местной власти предоставляются скидки по налогу на транспорт. Для регистрации и предоставления льготы достаточно оставить в любом отделении налоговой инспекции заявление и приложить к нему доказательство льготного права в виде специального документа.

Льготы по транспортному налогу

Что представляет транспортный налог?

Транспортный налог – сбор средств в бюджет местной власти, производимый с обладателей транспорта. Взятые с плательщиков налоговые суммы поступают на ремонт, эксплуатацию и реконструкцию автодорог. Несмотря на то, что деньги перечисляются в местные бюджетные органы, федеральная власть также принимают участие в некоторых направлениях, связанных с транспортным налогообложением:

  • определяются объекты, с которых производятся отчисления в казну бюджета;
  • указывается методика определения налоговой базы;
  • устанавливается периодичность взимания налога;
  • указываются предельные значения налоговых ставок.

К юрисдикции властей местного уровня относятся следующие функции:

  • установление времени оплаты и
  • определение скидок по транспортному налогу.

Размер ставки транспортного налога в Москве

Предметами транспортного сбора по 358 статье НК РФ являются:

  • автобусы;
  • катера и моторные лодки;
  • автомобили;
  • теплоходы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • тракторы;
  • мотосани;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • парусные суда, в том числе яхты;
  • снегоходы.

Статья 358. Объект налогообложения

Тарифы по определению величины налогового сбора на транспорт зависят от двух составляющих:

1.Мощность или количество лошадиных сил используется для легкого и грузового видов транспорта:

  • реактивная тяга - для воздушного транспорта, имеющего реактивный двигатель;
  • единица транспорта - для всех водных и воздушных средств;
  • тоннаж - для буксиров на воде.

Кто оплачивает транспортный налог

По статье 357 НК РФ к плательщикам транспортного налогового сбора причисляются все граждане, имеющие в своем распоряжении какой-либо вид транспорта. Даже если автомобиль длительное время находится в ремонте или разобран на запчасти, но при этом он стоит на учете в ГИБДД, его владельцу придется ежегодно вносить за него плату.

Статья 357. Налогоплательщики

При сдаче автомобиля в аренду обязанность по внесению налогового отчисления лежит также на его хозяине. При передаче транспорта в лизинг ситуация по внесению налога будет зависеть от условий, прописанных в заключенном договоре.

Если собственник автомобиля за год менялся несколько раз, то оплачивать налоговый сбор на транспортное средство должен каждый из владельцев. При этом в расчет идет полное количество месяцев, когда собственник владел автомобилем. При смене хотя бы 2-х владельцев за 1 средство транспорта начисляется налог за 13 месяцев.

Не оплачивают налог на транспорт FIFA, а также национальные футбольные ассоциации.

Как оформить льготу по транспортному налогу

Некоторые категории населения имеют право на скидку при расчете налоговых отчислений за транспорт. Для обретения льготы следует подать заявление с указанием причины, по которой конкретному гражданину должна быть предоставлена скидка. Бланк заявления имеется в отделении любой налоговой. Его также можно скачать на официальном сайте ФНС Или скачать пройдя по данной ссылке.

Кто платит транспортный налог

Заявительная форма предоставляется на 4-х страницах. 1-ая заполняется в обязательном порядке. Далее для оформления льготы по налоговому отчислению за транспортное средство требуется внести записи во 2-ой лист, 3-ий и 4-ый листы оформляются только, если потребуется получить скидку по налогу на землю или имуществу.

Важно! Льгота предоставляется только на один автомобиль тому гражданину, который обладает правом на преференции.

При заполнении заявления требуется указать:

  • основные сведения владельца автомобиля;
  • вид, марку и госномер машины;
  • срок действия льготы;
  • льготный документ и его основные данные: дата выдачи, серия и номер.

Каждая льгота имеет свой код, который утвержден в Приказе МНС № БГ-3-21/724 от 29/12/2003 года (пункт 6.2).

Транспортные средства которые не облагаются транспортным налогом

Заявить на предоставление льготы можно в течение 3-х лет с момента получения такого права. Все переплаченные суммы за предыдущие периоды будут возвращены или направлены в зачет погашения последующих платежей.

Помимо заявления для получения льготы по налоговым отчислениям на машину требуется приложить копии установленных законодательством бумаг:

  • ИНН владельца;
  • ПТС автомобиля;
  • документ или справка, свидетельствующие о праве владения автомобилем;
  • документ, подтверждающий льготу: пенсионное удостоверение, справка об инвалидности.

Федеральная льгота

Согласно 358 статье НК РФ не выплачивают полностью налог следующие категории владельцев транспорта:

  • хозяева лодок, движение которых осуществляется с помощью весел;
  • владельцы судов, занимающихся промысловой деятельностью;
  • собственники сельхозтехники;
  • владельцы транспорта, который был угнан;
  • лица с инвалидностью, чье транспортное средство переоборудовано под их нужды;
  • бизнесмены, занимающиеся пассажирскими перевозками.

Если гражданин считается хозяином нескольких средств транспорта, то налоговая скидка распространяется только на те отчисления в бюджет, которые имеют документальное подтверждение этого.

Видео - Закон об освобождении от транспортно налога электромобилей

Региональные льготы

  • Герои РФ и Советского Союза;
  • все, кто принимал участие в боевых действий, в том числе в Великой Отечественной войне;
  • узники концлагерей;
  • лица с инвалидностью, подтвержденной справками I и II групп;
  • отец или мать из семьи, где воспитываются 3 и более детей;
  • собственники транспорта с мощностью, имеющей ограничение до 70 л.с.;
  • ликвидаторы Чернобыльской аварии;
  • участники испытаний ядерного и термоядерного оружия.

Важно! Льготы не предполагаются для воздушного и водного транспорта, мотосаней и снегоходов.

Установка транспортного налога

Порядок и сроки оплаты налога на автомобиль

Временным интервалом для транспортного сбора в налоговую инспекцию является календарный год. С 2016 года определены новые сроки его оплаты. Теперь обязанностью каждого хозяина машины является внесение отчисления в местный бюджет до 1 декабря года, идущего за истекшим налоговым сроком. Например, за 2017 год налог на автомобиль следует заплатить до 01/12/2018 года

Ежегодно на каждое зарегистрированное средство в ГИБДД его хозяину присылается уведомление с рассчитанной суммой транспортного налога. Оно должно поступить не менее, чем за месяц до срока оплаты. При наличии такого документа владелец автомобиля в установленный законом временной интервал должен внести требуемую сумму по указанным в уведомлении реквизитам. Провести операцию оплаты можно:

  • в любом отделении банка;
  • в банкомате;
  • через интернет на сайте ФНС в разделе «Заплати налоги».

Формула расчета транспортного налога

После внесения платежа квитанцию следует сохранять.

Льготы по транспортному налогу для юридических лиц

Юридические лица, имеющие на своем балансе транспорт, обязаны выплачивать за каждое из них налоговый сбор. В отличии от физических лиц пересылка уведомлений для организаций с готовой расчетной цифрой к оплате не предусмотрена. Расчет налогового сбора производится непосредственно на предприятии. Разнятся и сроки оплаты транспортного налога юридических лиц от физических. Организация должна оплатить транспортный сбор до 1 февраля того года, который идет за отчетным. Например, налог за 2017 год предприятие должно самостоятельно рассчитать и оплатить до 1 февраля 2018 года.

Не только граждане имеют налоговые скидки на транспортное средство. Для некоторых организаций также установлены преференции, если они занимаются следующими видами деятельности:

  • перевозка пассажиров городским транспортом;
  • представители особых экономических зон;
  • предприятия дорожного хозяйства;
  • детские дома;
  • организации, предлагающие ритуальные услуги;
  • медицинские учреждения;
  • образовательные учреждения;
  • автомобили, используемые в организации, с мощностью менее 70 л.с.

Как юридическому лицу оплатить транспортный налог

Организация имеет право оформить вычет для уменьшения налогового сбора на автомобиль массой свыше 12 тонн. Сумма уменьшения берется из размера платы за возмещение вреда автодорогам.

Важно! В отличии от физических лиц организации обязаны ежегодно указывать в предоставляемых в налоговую инспекцию расчетах, которые они производят самостоятельно, основания для предоставления льготы.

Льготы для пенсионеров

Власти в каждом регионе принимают решение о предоставлении или нет льгот на транспортный налог для пенсионеров. Имеются разные условия получения льготной скидки:

  • полное освобождение от налога, но только на 1 автомобиль;
  • частичная скидка в виде 20%-50%;
  • скидка для автомобилей отечественного производства;
  • льгота для транспортных средств до определенной мощности.

Особенности оформления транспортного налога для пенсионеров

Для московских пенсионеров, если они не являются ветеранами боевых действий или инвалидами, льгота не предусматривается. Для пожилых людей Санкт-Петербурга имеется полное освобождение от налога, если автомобиль отечественного производства и его мощность менее 150 л.с. Пенсионеры Кировской области платят только 50% за транспорт с мощностью до 150 л.с. Красноярский край освободил от полной оплаты налога своих граждан пенсионного возраста, если мощность автомобиля менее 100 л.с.

Отказ от предоставления льготы

Отказ от предоставления скидки на автомобиль в налоговом органе происходит в следующих ситуациях:

  1. Льготы предоставляются в том ГИБДД, где проходил регистрацию автомобиль. Если гражданин проживает в другой местности, где он подходит под категорию льготника, а там, где автомобиль поставлен на учет, такой льготы нет, то он не имеет право на нее претендовать.
  2. Если хозяин машины предоставил не полный пакет требуемых документов;
  3. Количество лошадиных сил не соответствует заявленным в списке льгот.

Кроме того, владелец транспортного средства может сам отказаться от предоставления ему налоговой скидки. Для этого в ФНС передается заявление с указанием периода, на который скидка отменятся. Если срок в заявлении указан не будет, то льгота отменяется навсегда.

Видео - О льготах по транспортному налогу

Расчет налоговой льготы

Способ определения налоговой суммы прописан в 362 статье НК РФ. Вычисление осуществляется по формуле:

Снал = Сн * Мтс * Км/12 * Кп,

где Снал – транспортный налог;

Сн – налоговая ставка;

Мтс – величина мощности средства передвижения;

Км – месяцы владения машиной;

Кп – показатель повышения налога, который для дешевых машин с ценой до 3 млн. рублей считается равным 1.

Налоговая ставка применяется в соответствии с 361 статьей НК РФ и принятыми показателями на местном уровне, которые отклоняются от федеральных не более 10-кратного размера. Мощность берется из ПТС и измеряется в л.с. Коэффициент повышения берется из данных 362 статьи НК РФ. Его составляющими являются цена и год выпуска машины.

Порядок расчета транспортного налога

Повышающий коэффициент представлен в таблице.

Пример 1 . Мощность автомобиля, взятая из ПТС, равна 140 л.с. Его собственник владеет им около 8 месяцев. Покупная цена транспортного средства не превышает 3 млн. рублей.

Снал = 140 л.с. * 3,5₽ * (8 мес./12 мес.) = 326,67₽

Сроки уплаты дорожного налога

При рассмотрении данного примера с учетом, что его место регистрации находится в Москве, применяются ставки данного региона. Налоговый сбор равен:

Снал = 140 л.с. * 35₽ * (8 мес./12 мес.) = 3266,67₽

Пример 2 . Автомобильная мощность составляет 210 л.с. Стоимость равна 4500000₽. Хозяин транспортного средства приобрел его год назад.

Снал = 210 л.с. * 7,5₽ * 1,1 = 1732,5 ₽

Любой собственник автомобиля в соответствии с НК РФ обязан вносить налоговый сбор за транспорт, который идет на развитие и ремонт автомобильных трасс. Зачисляется такой налог в бюджет региона. Некоторым слоям населения, а также организациям даются определенные скидки при оплате налога. Они могут быть частичными, когда устанавливается процентное отношение к полному сбору. Льготы могут начисляться от уменьшенной налоговой ставки. Также регионы могут полностью освободить некоторые категории от внесения налогового сбора за транспорт в местный бюджет.

law-world.ru

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.