» » Источники финансирования социальной работы. Способы и источники финансирования социальной работы Способы финансирования мероприятий по социальной работе

Источники финансирования социальной работы. Способы и источники финансирования социальной работы Способы финансирования мероприятий по социальной работе

Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д.

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде всего, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касаться как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:

По отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внутренние и внешние ресурсы;

По форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;

По возможности применения - это реально существующие и потенциальные ресурсы;

С точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;

Человек в ситуации социальной работы воспринимается как система и комплекс ресурсов, используемых для достижения поставленных целей. Нормальное функционирование личности связано с достижением гармонии между ее собственными ресурсами и ресурсами среды. Возможность обеспечения ресурсами, для превращения их в конкретное благо для человека, связана в социальной работе с оптимальными взаимодействиями специалиста и клиента, с продуктивным обменом их потенциальными возможностями. Следовательно, социальный работник в каждой проблемной ситуации должен направлять процесс, ведущий к ее изменению, выявляя причины, по которым те или иные ресурсы не в состоянии обеспечить потребности людей.



Существует такая организационная составляющая в использовании ресурсов, как их мобилизация. Мобилизация ресурсов - меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиента в конкретных ресурсах. Главная задача специалистов - мобилизовать ресурсы клиента на самостоятельное решение социальных проблем, чтобы в трудной жизненной ситуации они использовались непосредственно самим субъектом, благодаря чему им преодолевались бы жизненные кризисы. В случае невозможности самостоятельного разрешения проблемы социальный работник должен увеличить ресурсы клиента. Для этого он, прежде всего, должен обладать ресурсами, черпая их, в частности, из возможностей профессиональной деятельности.

Существует два варианта увеличения ресурсов в социальной работе - это, во-первых, дополнение ресурсов клиента (например, предоставление ему необходимых и легитимных льгот и услуг); во-вторых, возмещение отсутствующих ресурсов (например, трудоустройство, предоставление жилья и пр.). Однако выделяют и трудности, связанные с увеличением ресурсов социальной работы. Эти ресурсы могут быть недостаточными, неизвестными субъекту и (или) объекту, неприемлемыми в конкретной ситуации социальной работы, они могут быть плохо организованными, недоступными с точки зрения стоимости и пр., поэтому необходимо изыскивать и создавать новые формы и способы выявления ресурсов, способствовать взаимодействиям между людьми и ресурсными системами. Это может заключаться в привлечении новых субъектов социальной работы, в реализации изменяющих программ, в освоении новых технологий социальной помощи, в пропаганде идей социальной работы в обществе и пр. (88).

Можно выделить четыре основных этапа выявления ресурсов в социальной работе. Это выяснение обстановки, составление плана действий, мобилизация ресурсов, координация ресурсов. По завершению последнего этапа создается благоприятная обстановка для влияния с помощью ресурсов социальной работы, индивидуальные и групповые участники получают возможность действовать в интересах решения проблемы. Следовательно, ресурсы социальной работы обеспечивают преобразовательную деятельность в соответствии с потребностями клиентов и позволяют разрешать трудности в их жизненных ситуациях.

* Для того, чтобы перевести ресурс из пассивного состояние в действующее, очень важно употребить силу. Она может быть как внутренней, так и внешней. Конечно, в первую очередь ее характер зависит именно от особенностей и основных характерных черт самих ресурсов, но также от направленности в деятельности социальных работников, социальных служб и организаций; от обстоятельств, в связи с которыми человеку потребовалась социальная помощь и защита, а также в зависимости от степени трудности жизненной ситуации человека.

Внутренними ресурсами социальной работы принято называть конкретные ресурсы клиента, который оказался в трудной жизненной ситуации, и нуждается в помощи извне. Такие ресурсы рассматриваются, в первую очередь, с точки зрения природы их возникновения, ключевых источников и степени пользы в той или иной ситуации.

Внутренние ресурсы человека или отдельной социальной группы включают в себя такие элементы, как: возможности индивида, его индивидуальные способности, уровень развития (причем, как физического, так и интеллектуального). Также к внутренним ресурсам принято относить: жизненную позицию человека, его мировоззрение, приобретенные в ходе жизнедеятельности, социальный опыт, материальный уровень и возможности, временной потенциал. Такие ресурсы можно измерить физическими возможностями человека (так называемый «физический ресурс»), то есть уровень его состояния здоровья, наличие заболеваний, врожденных или приобретенных увечий, врожденных травм. Очень важную роль играет выносливость человека, причем она касается не только его физического состояния: немаловажным выступает еще и эмоциональный фон. Безусловно, как физический ресурс важен уровень физической силы индивида.

Государство как основной субъект системы социальной защиты населения осуществляет свое управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством своей финансовой политики через финансовый механизм как составную часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений.

К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковские кредитный и депозитный проценты, тарифы и учетные ставки - все это составные элементы финансового механизма.

Финансы - обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

Финансы охватывают совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Иначе понятие «финансы» можно определить как денежные средства и фонды в самых разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).

Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансы оказывают воздействие на все элементы экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений - это мощный инструмент влияния государства на производственные процессы, средство взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных слоев, групп населения и отдельных граждан.

Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и другие региональные органы.

Финансы населения - это личные средства граждан. Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике государственно регулируемого рынка, следует выделить из нее наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

государство - предприятие и предприятие - государство;

государство - население и население - государство;

государство - государство;

предприятие - население и население - предприятие;

предприятие - предприятие и население - население.

Связь «государство - государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население - население» предполагает движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы для социальной сферы являются важнейшей составной частью всей финансовой системы государства. Это - система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основными функциями финансирования являются:

распределительная;

стимулирующая;

контролирующая.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе следующих принципов.

Принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов. Он означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

Принцип социального реагирования.

Он предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат и др.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников. 1.

Государственный бюджет, включающий: федеральный бюджет;

бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

муниципальные бюджеты. 2.

Государственные внебюджетные фонды, в том числе: пенсионный фонд;

фонд социального страхования; фонд обязательного медицинского страхования; республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения. 3.

Негосударственные источники финансирования: частные и общественные благотворительные фонды, средства международных, конфессиональных и других организаций.

Основой финансовой системы в российском государстве является бюджет. Бюджет (от англ. budget - сумка) - имеющая юридическую официальную силу, принятая в государстве роспись доходов и расходов. Бюджет ежегодно принимается Государственным советом (Государственной Думой и Советом Федерации), подписывается Президентом Российской Федерации.

Бюджеты на федеральном и территориальном уровнях служат определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно- финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, функционирование рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Федеральные органы власти:

устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной поддержки населения;

осуществляют финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральном ведении;

определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входит:

разработка и реализация региональных социальных программ с учетом местных условий, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

в виде трансфертов, определяемых по единым принципам; их назначение - оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов;

в виде субвенций, направленных из федерального бюджета на целевое финансирование федеральных программ; их назначение - выравнивание уровня социально-экономического развития регионов.

Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации.

Трансфертные платежи - это денежная помощь субъекту Федерации, оказываемая из федерального бюджета. Они предназначены для выравнивания финансовой обеспеченности регионов.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.

Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.

Бюджет как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, составляется на один финансовый год (с 1 января по 30 декабря).

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ, и включает свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Такой бюджет называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Аналогично бюджет муниципального образований (местный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Разграничение полномочий и функций федеральных, региональных и местных органов власти закреплено в Конституции Российской Федерации (гл. 3, гл. 8). Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездное и безвозвратное распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Порядок расходования средств федерального бюджета также предусмотрен законодательством. Источники финансирования схематично можно представить следующим образом (рис. 4).

Ежегодно в Российской Федерации принимается закон о федеральном бюджете на очередной год. Согласно этому закону, в бюджете предусмотрена роспись доходов и расходов и источники их формирования.

Переход к рыночным отношениям объективно требует ограничения командной роли государства и перехода на страховые принципы,

Рис. 4. Источники финансирования социальной работы

тем самым повышая роль социальных внебюджетных фондов. Принципиальным отличием этих фондов является то, что они возвратные, а в какой-то степени - индивидуально возвратные и формируются за счет страховых взносов. Кроме того, внебюджетные фонды - это не чисто финансовые, а кредитно-финансовые учреждения, поскольку они не только имеют право, но и должны использовать часть своих средств на приращение капитала. Например, 2 % от пенсионных страховых взносов, которые предназначены для накопительной части пенсии, инвестируются для приращения средств. Иначе говоря, использование части средств осуществляется на коммерческой основе.

Согласно вступившим в силу с 1 января 2010 г. законам № 212-ФЗ и № 213-ФЭ единый социальный налог заменен страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды ОМС.

Принятые законы позволяют начать полноценную реализацию принципов социального страхования. Особое значение это приобретает в сложившихся экономических условиях, так как позволяет более четко и адресно проводить в жизнь социальную политику государства. Для работающих граждан это важно тем, что создает прямую зависимость величины заработка, с которого учитываются страховые взносы, и размер получаемых пособий; для работодателей - тем, что устанавливаются единые правила уплаты страховых взносов; для Фонда социального страхования РФ - тем, что упорядочивает систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению за счет средств Фонда, и пособия, выплачиваемые за счет других источников, прежде всего за счет федерального бюджета. С 2010 г. был не просто отменен единый социальный налог и вместо него введены страховые взносы. Система обязательного социального страхования перешла по-настоящему на страховые принципы. За счет страховых взносов, отчисляемых работодателями за своих работников в Фонд, будут, во-первых, выплачиваться пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в случае смерти. Во-вторых, размер выплаты теперь зависит от суммы страхуемого заработка работника, т. е. устанавливается взаимосвязь между суммой выплаты работнику пособия и суммой уплаченного за него страхового взноса.

Существуют два основных способа финансирования социальной работы. Прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы.

Косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств) осуществляется тремя способами:

льготное налогообложение (общественных и благотворительных фондов, предприятий, использующих труд инвалидов и т.п.);

льготное кредитование (на приобретение жилья многодетным и молодым семьям и др.);

льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг (для ветеранов, детей из малообеспеченных семей и др.).

В прямом финансировании все большее значение приобретает программно-целевое финансирование, способствующее аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, недопущения их распыления и неэффективного использования.

Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены прежде всего на обеспечение адресной социальной защиты семей, в которых есть дети, пожилые люди, инвалиды и граждане других социально уязвимых категорий. Государство устанавливает приоритеты очередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.

В 2010 г. в Российской Федерации реализовались следующие программы: «Дети России» с подпрограммами «Здоровое поколение», «Дети и семья», «Одаренные дети», а также Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 гг.».

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

первый - дифференцированный, социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных Пенсионного фонда и Фонда социального страхования;

второй - предоставление средств обеспечения сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

третий - уровень социальных гарантий, который создается негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;

кредиты банков и средства иных кредиторов;

доходы от хозяйственной и иной деятельности структурных подразделений системы социальной защиты;

доходы от ценных бумаг;

средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;

благотворительные взносы и пожертвования.

Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

взносов учредителей благотворительных организаций;

членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

поступления от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

труда добровольцев;

иных, не запрещенных законом, источников.

Деятельность фондов благотворительных организаций строится

на основе Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами.

Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4 %. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3 - 5 % их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономичное расходование средств и высокая результативность.

В РФ в настоящее время действуют более 500 благотворительных организаций, из них 306 организаций входят в Союз благотворителей России. Большая часть из них занимаются оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Эти организации не располагают большим бюджетом, а их деятельность в основном направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы.

Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений, претерпевая существенные изменения, имеет многие недостатки и нуждается в решении проблем.

Управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель.

Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств и их зависимости от улучшения социального благополучия населения.

Несовершенна система формирования местных бюджетов на основе самофинансирования и заинтересованности в развитии местного предпринимательства, четкого выделения и разграничения объемов финансовых средств в бюджетах разного уровня.

Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.

В современных условиях понятие "финансы" определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Условно в финансовой системе можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы - это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий - это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения - это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Выделяют типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях: государство - предприятие и наоборот; государство - население и наоборот; государство - государство и т. п.

Мы остановимся на рассмотрении государственных финансов.

Государственные финансы представляют собой форму организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Это совокупность экономических связей, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Главным звеном государственной финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • o федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • o бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • o местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет - это центральный бюджет, утверждаемый Государственной Думой.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждаемый высшим законодательным органом административно-территориальных образований.

Консолидированный бюджет Российской Федерации - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Он не подлежит утверждению, используется для анализа.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые, как правило, и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ включают в себя: 1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов состоят из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основными функциями государственного бюджета являются:

  • 1. Перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта.
  • 2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
  • 3. Финансовое обеспечение социальной политики.

Организация бюджета предполагает бюджетное устройство

и бюджетный процесс. Бюджетное устройство - это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Бюджетный процесс - это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Основное внимание при анализе бюджетных проблем уделяется рассмотрению двух основных частей бюджета - доходной и расходной частей бюджета.

Доходы бюджета состоят из налоговых и неналоговых, а также безвозмездных поступлений. Главным методом формирования доходной части бюджета являются налоги.

Расходная часть бюджета - это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

  • - общегосударственные вопросы;
  • - национальная оборона;
  • - национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • - национальная экономика;
  • - жилищно-коммунальное хозяйство;
  • - охрана окружающей среды;
  • - образование;
  • - культура, кинематография;
  • - здравоохранение;
  • - социальная политика;
  • - физическая культура и спорт;
  • - средства массовой информации;
  • - обслуживание государственного и муниципального долга;
  • - межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В 2011 г. в консолидированном бюджете РФ и бюджете государственных внебюджетных фондов доля расходов на социально-культурные мероприятия составила более 56%.

Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль , который заключается в деятельности по надзору за использованием финансовых ресурсов государства.

Органы государственного финансового контроля можно подразделить на две основные группы: органы финансового контроля по линии законодательной власти и органы финансового контроля исполнительной власти. Законодательные органы осуществляют предварительный контроль (при обсуждении проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам); текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов); последующий контроль (при утверждении отчетов об исполнении бюджетов). В системе органов исполнительной власти финансовый контроль, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства. Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета.

Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:

  • 1) спад производства;
  • 2) массовый выпуск "пустых" денег;
  • 3) многочисленные социальные программы;
  • 4) огромный оборот "теневого" капитала и др.

Дефицит можно покрыть следующими способами: продавать ценные государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; осуществлять дополнительную эмиссию денег.

Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:

  • 1. Приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами - будут отменены нефинансируемые или частично финансируемые обязательства.
  • 2. Ресурсы бюджета направлять на решение ключевых социально-экономических задач.
  • 3. Обеспечение бездефицитности бюджета.
  • 4. Четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами.
  • 5. Обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития экономики. Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, это сбор налогов, а с другой - их расходование. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, социальные и экологические проблемы.

Бюджетная политика - направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием федерального бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство.

Следует отметить, что финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального бюджета к региональным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей части из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Федеральные органы власти:

  • 1) устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;
  • 2) формируют внебюджетные государственные фонды;
  • 3) финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;
  • 4) определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

  • 1) разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;
  • 2) обеспечивают социальную поддержку гражданам;
  • 3) создают условия для деятельности благотворительных фондов;
  • 4) финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ - прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ - косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

  • 1) дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ;
  • 2) предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
  • 3) негосударственные, профессиональные системы, в которых размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и федерального бюджета в качестве дотаций.

Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

  • 1. Финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств.
  • 2. Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств.
  • 3. Недостаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней.
  • 4. Статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Виды и основные источники финансирования

Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.

К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования.

Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.

Понятие «финансы» означает «денежные средства», охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Или понятие «финансы» можно определить как денежные средства и фонды в разнообразных видах и формах их существования и движения (деньги, ценные бумаги, валюта и пр.).

Денежные средства могут принадлежать государству и его органам, территориям и местным органам, предприятиям, организациям, группам и отдельным лицам.

Финансовые отношения - составная часть экономических отношений, выражающая взаимодействие в денежной форме между субъектами экономической системы, в том числе и социальной сферы, на различных уровнях.

Система финансов определяется социально-экономическим типом государства и сама оказывает на него существенное влияние.

Таким образом, под финансами наряду со средствами денежного обращения понимаются системы образования, формирования, распределения, движения, использования денег. В экономике под финансами подразумевается денежная система, включающая как все виды денежных средств, так и те трансформации, которые с ними происходят в процессе применения.



Финансы воздействуют на все элементы экономической системы государства. Конкретные формы финансовых отношений - это мощный инструмент влияния государства на процессы, средство взаимодействия и согласования экономических интересов отраслей, регионов, социальных слоев, групп населения и отдельных граждан.

Финансы призваны способствовать регулированию экономических и социальных процессов.

Государственные финансы - это денежные средства, которыми распоряжаются государственные (федеральные), республиканские и местные органы.

Финансы предприятий используются ими для производственно-предпринимательской хозяйственной деятельности.

Финансы населения - это личные средства граждан.

Исходя из общей схемы финансовых взаимодействий в экономике, следует выделить наиболее типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях:

Государство - предприятие и предприятие - государство;

Государство - население и население - государство;

Государство - государство;

Предприятие - население и население - предприятие;

Предприятие - предприятие и население - население.

Связь «государство - государство» характеризует перераспределение денежных средств из одних каналов бюджета в другие. Связь «предприятие - предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями. А связь «население - население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения, семьями, гражданами.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие:

Р а с п р е д е л и т е л ь н а я,

С т и м у л и р у ю щ а я

И к о н т р о л и р у ю щ а я.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе, принципов:

1)Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).

6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.

Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.

Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

Муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд занятости;

Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно.

Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)

Бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, - государство, территория, предприятие, семья. Кроме того, бюджет - это роспись доходов и расходов на определенный срок (год, квартал, месяц).

Выделение средств производится по направлениям (табл. 12) и в рамках федеральных и региональных программ.


Таблица 12

Расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, % к ВВП

Как видно из табл. 12, за последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается практически по всем статьям социальных расходов, включая затраты на культуру, образование, здравоохранение и особенно в системе социальной защиты, включая социальное страхование и социальное обеспечение (табл. 13).г

Таблица 13

Расходы на социальные цели, % к ВВП*

Направления расходов** Годы Всего
федеральный бюджет территориальные бюджеты внебюджетные фонды
Жилищно-коммунальные услуги 4,60 3,66 : 4,60 3,66 :
Общественный транспорт - - 0,56 0,75 -
Образование 3,58 4,03 4,36 3,40 1,21 0,76 0,67 0,52 2,37 3,27 3,49 2,88 -
Культура, искусство и средства массовой информации 0,61 0,61 0,73 0,45 0,31 0,20 0,26 0,07 0,30 0,41 0,47 0,35 -
Здравоохранение и физическая культура 2,45 3,58 4,09 3,41 0,27 0,34 0,37 0,21 2,18 2,82 2,76 2,33 0,00 0,42 0,96 0,87***
Пенсионное обеспечение 4,83 6,06 5,92 5,33 - - 4,83 6,06 5,92 5,33
Направления расходов** Годы Всего Источник финансирования, в том числе
федеральный бюджет территориальные бюджеты внебюджетные фонды
Занятость и безработица 0,06 0,22 0,38 0,33 - - 6,06 0,22 0,38 0,33
Прочие социальные расходы 1,16 1,51 2,39 2,25 0,09 0,19 0,16 0,23 0,26 0,36 1,04 1,02 0,81 0,96 1,19 1,00
Итого: (исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту) 12,69 16,01 17,87 15,14 1,88 1,49 1,66 1,03 5,11 6,86 7,76 6,58 5,70 7,66 8,45 7,53
Справочно: социальные расходы в % к суммарным государственным расходам соответствующего уровня - (исключая субсидии ЖКХ и общественному транспорту) 27,5 37,5 39,5 41,0 7,6 7,3 7,6 5,5 42,0 42,5 44,3 45,3 88,0 85,2 91,8 100,0
* Расчеты автора по данным Министерства финансов РФ и федеральных внебюджетных фондов. При расчетах показателей за 1992-1994 гг. использовались значения ВВП, пересмотренные Госкомстатом РФ при участии Всемирного банка в 1996 г. ** Данная таблица учитывает не все направления расходов на социальные цели. В частности, из-за отсутствия точных данных в ней опущены государственные расходы на строительство жилья и социальной инфраструктуры. *** Оценка автора.

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения вследствие инфляции, а также реальных доходов основной массы населения (табл. 14).


Таблица 14

Индексы основных социально-экономических показателей % к 1995 г.

1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 995 справочно к
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) 2,6р. 26,1 р. 9,4р. 3,2 р. 2,3 р. 1787,3 р. 4652,2 р.
Среднемесячная заработная плата**
Среднедушевые денежные доходы**
Средний размер назначаемой месячной пенсии" 94* 81* 56* 39*
Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума 2,6 р* 8,2 р 93,4 71,0 109,9 6,0 р 15,9 р
*Оценка **В реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен)

Однако бюджетные расходы государства на социальные цели не растут. Например, в 1995 г. на социально-культурные мероприятия должно было быть израсходовано из федерального бюджета 31,4 трлн. руб., фактически же расходы составили 18,6 трлн. руб. или 59,2% утвержденного объема. В 1997 г. в связи с секвестированием объема государственного бюджета социальные расходы были значительно уменьшены.

Переход к рыночным отношениям требует ограничения командной роли государства в финансово-кредитной сфере, повышения роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь является то, что внебюджетные фонды - это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.

Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:

Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;

Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

- «плату коммунальных услуг;

Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

Развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

Создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

С учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

Определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Его доля в расходах федерального бюджета в 1996 г. составляла 9%.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:

В виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение - оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов;

В виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.

Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.

Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов).

При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам).

Б 2 100%,

где К в - коэффициент выравнивания;

Б 1 - бюджетные расходы по экономическому району в расчете

на 1 человека; Б 2 - среднедушевые бюджетные расходы в среднем на 1 человека.

В бюджете на 1996 г. трансферты предусматривались 75 субъектам Федерации в размере 58,6 трлн. руб. против 28,4 трлн. руб. в 1995 г.

Субвенции возросли с 1,7 трлн. руб. в 1995 г. до 2,2 трлн. руб. в 1996 г.

Основы более реального бюджетного федерализма были заложены в 1994 г. с момента подписания двустороннего соглашения федеральными и региональными властями.

Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы нормативно-расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

Прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

Косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:

1) льготное налогообложение;

2) льготное кредитование;

3) льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг.

В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ, одной из которых является программа «Дети России». Финансирование этой программы предусмотрено отдельной строкой в государственном (федеральном) бюджете.

Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены прежде всего на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий наделения.

Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат: 1) дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных пенсионного фонда и фонда социального страхования; 2) предоставление средств обеспечения сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения; 3) третий уровень социальных гарантий, создаваемый негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников.

Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. В последнее время укреплена ее правовая база. Приняты законы: «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и др. Эти нормативные документы используются при разработке прогнозов развития, подготовке проектов бюджетов и их реализации.

Правовой основой социальной работы стал закон «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:

Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;

Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

Средств от приватизации государственной собственности, а также специсточников: дохода от видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии; от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных служб (центров) формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетное; хозрасчетное или смешанное.

При организации центром платных услуг населению получаемая прибыль направляется на дальнейшее развитие его основной деятельности.

Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.

Размер дотаций определяется ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

Средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;

Кредиты банков и средства иных кредиторов;

Доходы от хозяйственной и иной деятельности структурных подразделений системы социальной защиты;

Доходы от ценных бумаг;

Средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги;

Благотворительные взносы и пожертвования.

В стационарных учреждениях социального обслуживания с 1996 г. в качестве источника финансирования в дополнение к бюджету определен пенсионный фонд. В настоящее время пенсионерам, находящимся в домах-интернатах и других подобных учреждениях, пенсия начисляется в полном размере и направляется в эти учреждения для дополнительного финансирования за счет средств, оставшихся после выплаты положенной части на руки - от 50 до 75% от перечисленной пенсии.

Основной моделью нестационарного учреждения социального обслуживания стали центры, которые организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных местными бюджетами на социальное обслуживание, а также доходов от хозяйственной деятельности и других поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовое обеспечение деятельности службы занятости населения осуществляется за счет Государственного фонда содействия занятости. Средства этого фонда образуются за счет обязательных отчислений работодателей независимо от их форм собственности и хозяйствования, обязательных страховых взносов с заработка работающих в пределах общей суммы взимаемых налогов, средств республиканских и местных бюджетов.

Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы российских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, средства, взыскиваемые с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законом «О занятости населения в Российской Федерации», принятом в 1996 г.

При этом до 90% средств, формируемых на территориях, остается в распоряжении республиканского фонда, остальные перечисляются в федеральную часть. В 1995 г. в федеральную часть Фонда занятости поступило 17,5% средств. Государственный фонд содействия занятости формируется как самостоятельная финансовая система.

С 1993 г. в России внедряется система обязательного медицинского страхования на основе медицинского полиса. На этом финансовом документе построена система взаиморасчетов по всей цепочке обязательного медицинского страхования (ОМС). Базовая программа ОМС принята постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 г. № 4. Территориям РФ предоставлено право корректировать этот документ лишь в сторону улучшения.

Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

Взносов учредителей благотворительных организаций;

Членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

Благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

Доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

Доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

Поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

Доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

Труда добровольцев;

Иных, не запрещенных законом источников.

Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.

Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.

Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.

В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Так как эти организации не располагают большим бюджетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы.

Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений, претерпевая существенные изменения, не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.

Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств и их зависимости от улучшения социального благополучия населения. Несовершенна система формирования местных бюджетов на основе самофинансирования и заинтересованности в развитии местного предпринимательства, четкого выделения и разграничения объемов финансовых средств в бюджетах разного уровня. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.

Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.