» » Работающих по программе импортозамещения в. Лучшие примеры импортозамещения в россии

Работающих по программе импортозамещения в. Лучшие примеры импортозамещения в россии

МИНПРОМТОРГ ОБЪЯВИЛ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

ПОЛОЖЕНИЙ РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРОЦЕССЫ УСЛОВИЙ, ОЦЕНКИ, ОТБОРА И ФИНАСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ФОНДА

На сайте Фонда и на нашем портале выложены проекты документов Фонда, определяющие:

Фонд интересует мнение экспертного сообщества. Ваши комментарии и предложения вы можете направить нам по электронному адресу [email protected] или на адрес Фонда: [email protected]

Предлагаем компаниям, занимающимся производством оборудования, товаров, оказанием услуг, разработкой программного обеспечения, которые замещают импортные аналоги или не имеют импортных аналогов - подавать заявки на включение в список импортозамещающей продукции, товаров, работ. Информацию можно направить на нашу электронную почту . При возникновении сложностей при заполнении паспортов инвестиционных проектов или при необходимости разработки бизнес-плана по стандартам федеральных министерств - обращайтесь.

Направления финансового обеспечения Фонда - заемное финансирование проектов, направленных на:

  • импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения;
  • завершение разработки нового продукта гражданского назначения и разработки технико-экономического обоснования проектов, планируемых к реализации при поддержке коммерческих банков; частных инвесторов, институтов развития.

Фонд осуществляет финансовое обеспечение проектов, направленных на:

  • разработку и внедрение на предприятиях перспективных технологий (в том числе базовых отраслевых технологий), учитывающих принципы наилучших доступных технологий;
  • создание, завершение разработки и внедрение в производство новой высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции;
  • разработку финансово-экономического, технико-экономического, проектно-инженерного и других видов анализа, экспертиз и обоснований, необходимых для дальнейшей реализации производственно-технологических проектов с привлечением банковского кредитования и средств частных инвесторов;
  • реализацию технологических и промышленных проектов, осуществляемых по приоритетным направлениям российской промышленности и направленных на испортозамещение.

Финансовое обеспечение проектов Фонда должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма займа - от 50 до 700 млн. руб.;
  • срок займа - от 5 до 7 лет;
  • ставка % (анонсирована) 5-6% годовых;
  • общий бюджет проекта - от 100 млн. руб.;
  • целевой объем продаж новой продукции - не менее 500 млн. руб. в год, начиная со 2 года серийного производства;
  • наличие софинансирования проекта со стороны заявителя, частных инвесторов или банковских кредитов в объеме не менее 30 % бюджета проекта;
  • доля финансирования опытно-конструкторских работ и инжиниринговых услуг в общей сумме займа должна составлять не менее 50%.

Расширение числовых значений требований к проекту, претендующему на финансовое обеспечение возможно по решению Наблюдательного Совета Фонда.

Критерии отбора проектов для финансового обеспечения (осуществляется оценка проектов на соответствие следующим критериям):

  • рыночная перспективность и потенциал импортозамещения продукта;
  • научно-техническая перспективность продукта и проекта, включая соответствие принципам наилучших доступных технологий;
  • производственная обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его реализации;
  • финансово-экономическая эффективность и устойчивость проекта;
  • финансовая состоятельность заемщика и достаточное обеспечение займа;
  • юридическая состоятельность

Для оценки соответствия проекта критерию «Рыночная перспективность и потенциал импортозамещения продукта» осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:

  • наличие рынка для продукта;
  • положительная динамика развития рынка;
  • наличие конкурентных преимуществ относительно российских аналогов и зарубежных аналогов, представленных на российском рынке;
  • отнесение продукта к категории импортозамещающих.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовило перечень приоритетных видов продукции для формирования инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию.

Предприятия, планирующие организацию производства продукции из данного перечня могут предоставить информацию о планируемом инвестиционном проекте для передачи их в Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан для целей включения информации в бюджет и последующего получения государственной поддержки на конкурсной основе.

Первую информацию Минпромторг РФ собирал до 01.02.2015г. Этот список постоянно расширяется.

Предлагаем компаниям, занимающимся производством оборудования, товаров, оказанием услуг, разработкой программного обеспечения, которые замещают импортные аналоги или не имеют импортных аналогов подавать заявки на включение в список импортозамещающей продукции, товаров, работ .

Информацию можно направить на нашу электронную почту . При возникновении сложностей при заполнении паспортов инвестиционных проектов - обращайтесь.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения проектов, разрабатывают стратегии и программы развития, планы - программы мероприятий (дорожные карты) развития, другую необходимую документацию, проводят исследования консультируют по вопросам бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Министерств, ведомств, фондов, иных организаций РТ и РФ,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) - поиск ниш, оценка рынка
  • привлечение стратегических и финансовых партнеров, инвесторов в проект, бизнес

Кризис – лучшее время для изменений в экономической стратегии . Энергоносители больше не являются главным источником дохода России. Необходимо развивать отечественное производство, особенно в отраслях, традиционно зависимых от импорта. Например, доля импорта в российском машиностроении (особенно станкостроении) достигает 60-80%, в нефтегазовом оборудовании – до 70%, фармацевтике – до 70-80%, а в электронной и легкой промышленности доходит до 90%. К сожалению, быстро решить эту проблемы невозможно: импортозамещение – длительный и сложный процесс. Однако уже появились первые «ласточки» грядущих перемен.

Представляем вашему вниманию пять лучших примеров импортозамещения в России в 2014-2015 годах.

5. Нефтегазовая промышленность и нефтяное машиностроение

Один из новых проектов компании «Роснефть» — новый производственный комплекс «Звезда», занимающийся созданием судостроительной базы. «Русская факторинговая компания» вместе с «Сургутнефтегазом» занимается строительством оборудования гидроразрывов пластов. «Уралмаш» разрабатывает систему привода для бурильных установок. Пермская машиностроительная компания испытывает новый комплекс роторной управляемой системы.

Ответственно к необходимости импортозамещения подошло ОАО «Газпром»: оно наложило запрет на покупку иностранного оборудования всем своим подразделениям. Кроме того, компания создала реестр используемого импортного оборудования, чтобы любая машиностроительная компания, желающая разработать новый рынок, знала, на что есть запрос. Тестовые образцы ОАО «Газпром» готово испытывать вживую и в случае успешного результата сразу же приобретать.

4. Сельхозмашиностроение

Концерн «Тракторные заводы» вложил 700 млн рублей в создание колесных тракторов с системой автоматического управления. Потенциальная потребность до 2020 года в таких тракторах – около 160 единиц. Планируется, что прибыль к этому времени составит 1.2 млрд рублей.

3. Военная промышленность

В рейтинг импортозамещения вошла программа развития стратегических ядерных сил, отказавшаяся от участия производителей из Украины. Теперь ракетные комплексы «Тополь-М», «Ярс» и «Булава» изготовлены целиком из компонентов отечественного производства. Уже пошла в производство новая ракета «Сармат». Появились также и собственные авиационные ракеты класса «воздух-воздух», а мощная начала получать созданные по последнему слову техники комплексы РЭБ «Москва-1».

2. Программное обеспечение

Компании «1С» и Acronis занимаются производством программного обеспечения и успешно выдерживают многолетнюю конкуренцию с иностранными производителями. ERP-система «1С: предприятие» успешно конкурирует с Microsoft, SAP и Oracle. На настоящее время у компании «1С» 30% российского рынка ERP в деньгах. Число установок у «1С» в Российской Федерации больше, чем у SAP по всему миру.

1. Сельскохозяйственная и молочная продукция

Импортозамещение способствует росту доли отечественного производства – особенно в таких отраслях как свиноводство, птицеводство, производство сыров, сливочного масла и отчасти сельди. По словам мэра Москвы, 90% рынка молочных продуктов в городе уже занимает отечественная продукция.

Но, к сожалению, многие производители в погоне за длинным рублем заполняют полки магазинов фальсификатом. Например, по данным Росстата, импорт пальмового масла и его производных в Россию вырос до 260 тыс. тонн, его используют для производства дешевой и низкосортной молочной продукции.


Лучший пример импортозамещения на рынке
, использующий в производстве только отечественное сырье – «Лианозовский молочный комбинат». Недавно комбинат запустил новый цех, который стал перерабатывать получающуюся в процессе изготовления молочных продуктов сыворотку в сухую (она используется в хлебопекарной, кондитерской и мясной промышленности). В цех инвестировано 7.5 млн евро, из них около трети вложено в оборудование российского производства. Еще комбинат открыл новую линию упаковки и вложил 21 млн в производство емкостей для розлива молока.

Санкции, введенные против России рядом западных стран, и ответные действия российского правительства оказали стимулирующее действие на импортозамещение в экономике. Все прекрасно понимают, почему западные санкции и падение цен на нефть так отразились на экономике России.

Импортозамещение в 2019 году находится в пределах 30%, а это означает что все товары, продукты, а также услуги, производимые в России, составляют всего 30%, остальное приходится закупать за рубежом. К концу года эта цифра может уменьшиться, но не за счет увеличения производства отечественных товаров, а по причине снижения импорта, который приведет к образованию дефицита в стране.
По прогнозам аналитиков, самыми перспективными отраслями для импортозамещения на данный момент являются:

  1. Станкостроение. По предварительным оценкам, его импорт составляет более 90%.
  2. Тяжелое машиностроение.
  3. Текстильное производство.
  4. Электронная промышленность.
  5. Медицинское производство.
  6. Фармацевтическое производство.

Импортозамещение в вышеперечисленном списке возможно при условии хороших производительных мощностей и создании предприятий, обладающих способностью к конкуренции, способных выпускать качественный продукт по соответствующим ценам. В дальнейшем снижение импорта возможно, если произойдет развитие и стимуляция новых технологий и дополнительно созданное производство.

По убеждению Минпромторга России, при реализации политики импортозамещения к двадцатому году можно рассчитывать на снижение импорта в разных отраслях с 90% до 50%, а в некоторых отраслях возможно добиться более существенных показателей.

В условиях прямой зависимости от импорта, последствия санкций стали скорее возможностью для быстрого развития отечественного производства, а не угрозой.

Правительство России в качестве реакции на иностранные санкции ввело запрет на некоторые продукты, поставляемых из США, а также стран ЕС. В список запрещенных продуктов попало мясо коров и другого крупного скота, птица, свинина, рыба и некоторые ракообразные, а также колбасы, сыр, овощи и фрукты.

В результате этого у аграриев появилась дополнительная возможность для успешного развития. Главными направлениями импортозамещения в сельском хозяйстве стало производство семян, селекция коров (на основе метода трансплантации эмбрионов), переработка рыбы, садоводство, а также овощеводство. Шанс реализовать свои возможности появился у среднего и малого бизнеса. В условиях отсутствия зарубежной конкуренции у предпринимателей появились неограниченные возможности.

Эксперты возлагают надежды на малый и средний бизнес, который в данных обстоятельствах сможет реализовать себя на территориях с минимальной конкуренцией. Например, производители продуктовой линии полны энтузиазма, так как теперь владельцы супермаркетов стали сговорчивей с отечественным производителем. А готовы ли мелкие компании обеспечить необходимые объем и качество продукции?

Руководитель стратегического консультирования без особого восторга рассматривает быструю реализацию предстоящей программы. Предполагается, что крупный бизнес захочет сотрудничать с малыми компаниями. Но на вещи стоит смотреть реально. В секторе малого и среднего предпринимательства более низкая производительность труда, и не всегда качество соответствует стандартам, а также незначительные объемы производства.

Более 80% действующих предприятий представляют собой небольшие компании, которым до статуса малого бизнеса еще расти и расти. Необходимо в кратчайшие сроки создать благоприятные условия для роста некрупных предприятий и помогать им в развитии на федеральном уровне.

По традиции, все проекты в России ориентированы на сбыт сырья, торговлю и строительство. Хотя процесс импортозамещения в сельском хозяйстве был начат давно, на прилавках так и не появилось изобилие колбасы и ананасов. Существуют ли конкретные примеры импортозамещения?

Тульская область

Сельскохозяйственное угодье «ЖАК» поставляет на сегодняшний рынок существенное количество своей продукции, такой как картофель, свекла, капуста. На протяжении одиннадцати лет плодотворной работы обрабатываемые земли увеличены с 40 до 11000 га.

Фермерское хозяйство достигло большого объема производства: более 90 тыс. тонн картофеля, до 200 тонн продуктов из мяса и в пределах 6 тысяч тонн молочных продуктов. Хранилища оборудованы по европейскому стандарту, что позволяет качественно сохранять полученные результаты. Эксперты отмечают повышение урожайности зерновых культур в этом хозяйстве, она превышает все среднестатистические показатели.

Московская область

Недавно на территории Московской области появилась новая сыроварня по названием «Русский пармезан», созданная на основе российского оборудования. За год своего существования цех по производству сыра преуспел и готов предложить российскому рынку йогурты и пармезан, соответствующий европейскому качеству. Килограмм готового сыра планируется продавать по цене от 650 рублей. Главная цель создателя сыроваренного цеха – конкуренция с лучшими производителями Италии и Швейцарии и вернуть на родину традиции сыроварения, утраченные много лет назад.

Пензенская область

Прославилась производством голландских роз в России. На данный момент компания «Тепличный комплекс» обладает сетью теплиц и готова поставлять на российский рынок 23 млн. роз семидесяти разных сортов. Создание организации произошло задолго до санкций около 10 лет назад.

Для повышения производительности своей организации, компании отправляла на стажировку своих специалистов в Голландию. В планах предприятия освоить выращивание других цветов, которые будут украшать праздники российских покупателей.

Краснодарский край

Основанная еще при СССР компания «Адлерский чай» выращивает и перерабатывает собственное сырье. Помимо чая, компания выращивает баклажаны, хурму, фундук и другие культуры, выращиваемые в условиях климата Краснодарского края.

Несмотря на активную деятельность во многих направлениях, компания не может продемонстрировать большую прибыль, доход компании примерно составляет 21,2 млн. рублей. В ближайшее время планируется увеличить площадь выращиваемых субтропических культур до 100 гектаров и построить новый тепличный комбинат.

Ленинградская область

Компания «Велле» – хороший пример того, как западные технологии работают в российской экономике, принося достойные плоды. Компания занимается производством и продажей продукции для здорового образа жизни на основе овсянки. В ассортименте, предлагаемом потребителю, есть йогурты, десерты, коктейли, готовые завтраки и т. д. Компания проработала на рынке 9 лет с выручкой в 43,8 млн. рублей за год, что составляет 100%-ный прирост капитала.

Также в Ленинградской области появилась ферма по выращиванию страусов, которая занимается выращиванием и продажей страусиных яиц, мясом птицы, кожей, перьями и сувенирами, изготовленными на территории фермы. О популярности страусиного мяса в России говорит тот факт, что на приобретение мяса страуса устанавливается предварительная запись. В среднем стоимость одного килограмма мяса доходит до 1 690 рублей, а яйцо – примерно 1 500 руб. за штуку. Несмотря на суровые условия для выращивания страусов, их популяция растет. Мясо страуса широко востребовано в России, благодаря чему ферма преуспевает.

Пензенская область

Агрофирма «Раздолье» выбрала такой проект по импортозамещению, как производство клубники. На российском рынке появилось 4 новых сорта по цене от 160 рублей, что намного дешевле иностранных аналогов. Потребителям понравилось соотношение цены и качества производимого продукта. Несмотря на то что на выращивание ягод отведено всего 1,5 гектара земли, аграрная компания «Раздолье» получает около полумиллиона чистой прибыли.

Сложная политическая обстановка в мире в последние годы привела к тому, что мы все чаще слышим такое слово, как импортозамещение. Это тот термин, который появился в нашей повседневной речи в связи определенным списком санкций, введенных против нашей страны США и Евросоюзом. Не будем обсуждать, насколько правомерны и эффективны были эти действия. Сегодня наша статья посвящена именно теме импортозамещения в России.

Значение термина

Согласно теории экономики, импортозамещение - это замена товаров импортного производства на услуги и товары отечественного производителя. Подобный процесс сопровождается появлением новых рабочих мест и притоком денежных средств, полученных от налогов, в казну государства.

История импортозамещения в России

Впервые в стране заговорили об импортозамещении в 1998 году. В связи с развалом СССР в стране были полностью разрушены связи между отраслевой базой и производством. До 1998 года Россия еще как-то справлялась с проблемами промышленности и пыталась поднять экономику на прежний уровень. Но обвал курса рубля привел к абсолютно неожиданным результатам. Импортозамещение в России в этот период привело к взлету экономики в связи отсутствием иностранных конкурентов и возросшему интересу потребителя к отечественным товарам.

В начале двадцать первого века импортозамещение - это уже активная поддержка государства, которую получали крупные компании, занимающиеся нанотехнологиями, машиностроением и атомной энергетикой. Подобная программа позволила максимально развить отрасли, а полученная в результате работы прибыль перенаправлялась в качестве поддержки на иные предприятия, лишенные до этого государственной помощи и субсидий.

Два года назад многие западные страны ввели ряд санкций против нашего государства, в ответ Россия объявила продовольственное эмбарго, что очень простимулировало сельское хозяйство. На данный момент программа импортозамещения показала себя наиболее эффективной именно в этой области. В прошлом году в страну был ввезен рекордный минимум еды иностранного производства. Можно сказать, что наше государство полностью обеспечивает себя всеми необходимыми продуктами питания. Это существенно ухудшило экономику стран, поддерживающих антироссийские санкции.

Программа по импортозамещению в России

Об импортозамещении в России думали давно, но введенные санкции заставили экономистов в сжатые сроки принимать меры по сохранению продовольственной независимости государства.

В итоге была создана программа импортозамещения, она включает в себя ряд мер вплоть до 2020 года. Возможно, в дальнейшем правительство предусмотрит продление данной программы и разработает ряд мер по внедрению своих идей в сельское хозяйство и промышленность.

Сама по себе программа не предполагает ряд мер и шагов, она только определяет направления и области импортозамещения в России. Целью данного процесса является создание в России конкурентноспособного производства, обеспечивающего все нужды страны и нацеленного на новые рынки сбыта. Также данная программа предполагает введение инновационных технологий и полную смену устаревших подходов к производственным процессам.

Программа ограничивает сроки и выделяет этапы реализации всех пунктов. Первый этап мы уже прошли, он длился с 2012 года до 2015-го. В данный момент импортозамещение - это новый виток программы, с 2016-го по 2020 год.

В тексте документа указана и цена данного процесса - десять триллионов рублей. Но конечный результат данной дорогостоящей деятельности выведет Россию на абсолютно новый уровень экономического развития.

Значение импортозамещения в России

Трудно переоценить значение политики государства в области замены импортных товаров на российские. Ведь импортозамещение - это не только новые рабочие места и независимость от иностранных поставщиков. В целом можно с уверенностью сказать, что благодаря импортозамещению в стране начался новый виток экономического развития. В первую очередь сельское хозяйство обеспечивает своего потребителя продуктами высокого качества, соответствующими стандартам качества. Но подобный рост требует параллельного развития многих сопутствующих отраслей, что, в свою очередь, стимулирует промышленность и малый бизнес. В итоге население получает новые рабочие места, а промышленники - инновационные технологии, дающие большие возможности для дальнейшего построения бизнеса.

Стратегия импортозамещения

В условиях импортозамещения существует несколько стратегий, позволяющих воплотить в реальность все пункты программы правительства. Вообще, аналитики выделяют две основные категории:

  • базовая;
  • специфическая.

В базовую стратегию входит несколько пунктов:

  • лидерство по цене - предприятия должны создавать продукты и предоставлять услуги, которые могут успешно конкурировать по цене и привлекать потребителя, ищущего товары в низкой ценовой категории;
  • работа по госзаказу - подобная стратегия подходит для крупных компаний, которые имеют все предпосылки для участия в тендере на производство определенных товаров;
  • сотрудничество с зарубежными партнерами - успешное сотрудничество с иностранными компаниями в определенных областях способствует росту производственных мощностей и быстрому внедрению инноваций.

Специфические стратегии импортозамещения не всегда подходят мелким компаниям и требуют широкой клиентской базы и умения работать в постоянно меняющихся условиях.

В каких областях импортозамещение является наиболее важным?

В первую очередь для российской экономики импортозамещение - это исполнение программы по наполнению рынка продуктами отечественного производства. Поэтому важность этой отрасли стоит у правительства на первом месте. Не менее важными являются области машиностроения и информационных технологий. На данный момент программа по импортозамещению в этих областях выполняется весьма успешно и обещает хорошие показатели экономического роста в ближайшие годы. Давайте рассмотрим каждую отрасль более подробно.

Сельское хозяйство

Не будем повторять, насколько импортозамещение в этой области приоритетно для государства. К концу программы Россия должна обеспечивать себя основными продуктами питания на 90 %. В качестве дополнения она должна наладить экспорт многих продуктов на зарубежные рынки.

В список основных продуктов входит:

  • соль;
  • сахар;
  • рыба;
  • зерно;
  • картофель;
  • молочная продукция;
  • мясная продукция.

Несмотря на то, что государство принимает комплекс мер по поддержке фермерского хозяйства, проблем в этой области великое множество. Конечно, программа по импортозамещению действует, но все же этапы ее реализации в сельском хозяйстве выглядят слегка размытыми.

Машиностроение

В данной области импортозамещение началось еще более десяти лет назад. Правительство активно поддерживало отечественные автомобильные концерны, что привело к мощному потоку инвестиций в отрасль со стороны зарубежных партнеров. Политика импортозамещения уже дала свои плоды - постоянно расширяются производственные мощности, благодаря инвестициям открываются новые заводы, вводятся инновационные методики работы. К тому же производителю стало выгодно вкладываться в научные разработки и изыскания.

Информационные технологии

Эта область самая сложная для импортозамещения в России. Мы существенно отстаем от западных компаний в вопросах разработок своего собственного программного обеспечения. Более 90 % всего нашего оборудования работает на платформе зарубежных разработок. Даже российские банки обслуживаются иностранной платежной системой. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие годы у российских информационных компаний не появится возможность заполучить существенную долю рынка. Но в планах государства подобный пункт все же имеется.

Стоит отметить, что ранее не ставилось столь масштабных задач перед российским производителем. Ведь оборонная промышленность России полностью обеспечивает себя программным обеспечением, которое имеет высокий уровень качества и выгодно отличается от иностранных аналогов.

Программа импортозамещения в области информационных технологий поставила перед отечественными компаниями ряд задач, решение которых и будет являться выполнением всех пунктов данной программы.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что в России импортозамещение - это уже запущенный процесс, который принес ряд плодов, независимо от оценки экспертов. Будем надеяться, что экономисты и аналитики не ошиблись в своих прогнозах, и деятельность по насыщению российского рынка отечественными товарами увенчается ошеломительным успехом.

Ларин С . Н . 1 , Соколов Н . А . 2

1 ORCID: 0000-0001-5296-5865, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник,

2 ORCID: 0000-0002-2273-4705, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник,

ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН, Москва

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №16-02-50036а(ф) «Развитие российской экономики в условиях санкций: оценки влияния, защитные контрмеры, прогнозные сценарии»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация

В статье обоснована необходимость пересмотра программы развития российской экономики и перехода к ее реализации на основании разработки концепции импортозамещения в первую очередь в ключевых отраслях, к числу которых относится и российский оборонно-промышленный комплекс. Представлено нормативно-правовое обеспечение реализации программы импортозамещения в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Вскрыт ряд проблем, препятствующих реализации программы импортозамещения применительно к производственной деятельности предприятий российского ОПК. Раскрыта сущность стратегии коустинновейшинг и сделано заключение о целесообразности расширения сфер использования эффективных решений из сопредельных областей знаний, позволяющих минимизировать затраты времени и ресурсов на производство современных и конкурентоспособных образцов вооружений и военной техники. Показано значение успешной реализации программы импортозамещения в российском ОПК и сделан вывод о том, что она может стать основным драйвером ускоренного развития всего ОПК России.

Ключевые слова: российский оборонно-промышленный комплекс, программа импортозамещения, проблемы реализации, драйвер развития.

Larin S.N. 1 , Sokolov N.A. 2

1 ORCID: 0000-0001-5296-5865, PhD in Engineering, Leading Researcher

2 ORCID: 0000-0002-2273-4705, PhD in Physics and Mathematics, Leading Researcher

FGBUS Central Economical and Mathematical Institute RAS

This paper was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 16-02-50036a (f) “Development of the Russian Economy under Sanctions: Assessments of Impact, Protective Countermeasures, Forecast Scenarios”.

IMPLEMENTATION OF IMPORT SUBSTITUTION PROGRAMS AS DRIVER OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN DEFENSE INDUSTRY COMPLEX

Abstract

The article substantiates the need to review the program for the development of the Russian economy and proceed to its implementation based on the development of the concept of import substitution, primarily in key industries, including the Russian defense industry complex. The normative and legal support for the implementation of the import substitution program in the Russian defense industry complex (DIC) is presented in the paper. A number of problems, impeding the implementation of the import substitution program in relation to the production activities of Russian defense enterprises were revealed. The essence of the cost-innovation strategy is disclosed and a conclusion is made about the expediency of expanding the spheres of use of effective solutions from adjacent areas of knowledge, allowing to minimize the time and resources spent on the production of modern and competitive weapons and military equipment. The significance of the successful implementation of the import substitution program in the Russian defense industry was shown, it was concluded that this program could become the main driver for the accelerated development of the entire defense industry complex in Russia.

Keywords: Russian defense industry complex, import substitution program, implementation problems, driver of development.

Введение

Получая устойчивые доходы от реализации отечественных углеводородов на международных рынках, Россия в 2000-2014 годах необдуманно увеличивала объемы поставок продукции иностранного производства, которые в среднем за этот период выросли в 8,4 раза по всем отраслям российской экономики . При этом доля комплектующих иностранного производства в конечном выпуске продукции постоянно увеличивалась, в отраслях российского ОПК имела место значительная зависимость от поставок продукции украинского производства, значение коэффициента структурной независимости продукции отечественного машиностроения, в том числе военного назначения, неуклонно снижался. Введение США, странами ЕС и их партнерами именно в этот момент санкционных ограничений на закупку импортного оборудования и комплектующих привело к тому, что под угрозой оказалась безопасность существования всей страны [2 ].

В сложившейся ситуации Правительство РФ было поставлено перед необходимостью срочного пересмотра программы развития российской экономики и перехода к разработке и реализации концепции импортозамещения в России до 2020 года. Основа этой концепции представляла собой ряд программ замещения импортного оборудования и комплектующих их аналогами, произведенными в России. Тем самым основная цель концепция заключалась в постепенном отказе от импортных поставок определенных групп товаров путем их замещения аналогичными товарами отечественного производства. Естественно, что для этого было необходимо ввести в строй эти производства и обеспечить выпуск отечественных аналогов замещаемых товаров в достаточных объемах и в полном соответствии с качественными характеристиками. Решение этой задачи стало одним из приоритетов в деятельности российского Правительства.

Основная часть

  1. Программа импортозамещения в российском ОПК и ее нормативно-правовое обеспечение

Введение санкционных ограничений США, ЕС и другими странами запада ускорило процесс формирования отраслевых программ импортозамещения в российской экономике. К 2015 году был разработан целый ряд программ импортозамещения в ключевых отраслях российской экономики . При Правительстве РФ была образована комиссия по проблемам импортозамещения, в состав которой входили две подкомиссии по отраслевым проблемам ОПК и отраслей экономики гражданского назначения. Программа импортозамещения в ОПК также состояла из двух частей. В первой рассматривались пути решения проблемы замещения поставляемых из Украины изделий и комплектующих их отечественными аналогами, во второй – пути решения проблемы замещения поставок изделий и комплектующих из стран НАТО аналогами отечественного производства. Кроме этого в программе были обоснованы мероприятия, направленные на стимулирование развития национальной промышленности, а также ограничительные мероприятия по поставкам импортной продукции в Россию. Результатом реализации этой программы должно стать снижение импортозависимости в различных отраслях российского ОПК к 2020 году с 70-90% до 50-60%. Так же устанавливался лимит на закупку товаров государством и госкомпаниями, в соответствии с которым объем закупок продукции отечественного производства на конец 2017 года должен составлять не менее 80%. Еще одним результатом реализации программы импортозамещения должно стать достижение ежегодного промышленного роста в различных отраслях российского ОПК в пределах 10-15% . Программы по реализации различных мероприятий импортозамещения были разработаны ведущими госкорпорациями – «Газпромом», «Роснефтью», «Росатомом», «Роскосмосом», «Ростехом» и рядом других. В каждой из них определялся конкретный перечень оборудования, комплектующих и материалов для их замещения аналогами российского производства, а также устанавливались конкретные сроки и объемы снижения зависимости от импортных поставок оборудования и комплектующих к 2020-2025 годам.

Основанием для реализации программ импортозамещения в различных отраслях российского ОПК стало включение замещаемого оборудования, комплектующих и материалов в состав государственного оборонного заказа (ГОЗ). Для участия в ГОЗ предприятия ОПК должны быть включены в сводный реестр, который формирует Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ. Сегодня в этот реестр входят почти 1,5 тыс. предприятий различных отраслей промышленности российского ОПК. Важное значение имеет государственный реестр единственных поставщиков российского вооружения и военной техники (утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826) , а также перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, в который на момент его образования в августе 2004 года входили около 500 предприятий. Сегодня в этом перечне остается менее 60 предприятий. Регулированием и управлением ходом реализации программы импортозамещения в ОПК непосредственно занимаются Президент РФ, Правительство РФ, Военно-промышленная комиссия, подкомиссия по вопросам ОПК при Правительстве РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и Федеральная антимонопольная служба. Военно-промышленную комиссию возглавляет Президент РФ В.В. Путин, который является ее председателем. Постоянно действующим органом Военно-промышленной комиссии является Коллегия, работой которой руководит заместитель председателя Правительства РФ Д.О. Рогозин.

В качестве нормативно-правовых основ реализации программы импортозамещения в российском ОПК выступают: федеральный закон о промышленной политике РФ; федеральный закон о ГОЗ, который действует совместно с федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; государственная программа по развитию ОПК; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; приказы и распоряжения отраслевого уровня управления. Участие в выполнении ГОЗ является своеобразной формой государственной поддержки предприятий ОПК, что дает предприятию гарантии определенной стабильности.

Государственная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» была утверждена Правительством РФ в мае 2016 года . На ее выполнение планируется выделить около 35 млрд руб. За выполнение этой госпрограммы отвечает Минпромторг РФ. Основными задачами, которые должны быть решены в ходе реализации программы, являются:

1) развитие в России производства современных образцов вооружений и военной техники и обеспечение их последующего продвижения на мировые рынки вооружений;

2) обеспечение рост промышленного производства в отраслях российского ОПК;

3) создание условий для развития кадрового и интеллектуального потенциала на предприятиях российского ОПК .

В качестве приоритетного результата реализации этой госпрограммы заявлен ожидаемый рост объемов промышленного производства продукции в отраслях российского ОПК в 1,8 раза по сравнению с уровнем 2014 года, а также повышение конкурентоспособности производимых предприятиями российского ОПК образцов вооружений и военной техники на внутреннем и внешних рынках.

Кроме указанных выше целей, задач и результатов госпрограмма развития ОПК предусматривает некоторые меры поддержки отечественных производителей. К таким мерам относятся: предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат ГОЗ по кредитам, предоставление предприятиям субсидий для недопущения их банкротства, а также предоставление государственных гарантий. Размер субсидий на возмещение части затрат ГОЗ по кредитам устанавливается Правительством РФ. Выделение субсидий для недопущения банкротства стратегическим предприятиям находится в ведении Минпромторга РФ. Решения о предоставлении государственных гарантий принимает Правительство РФ. По решению Правительства РФ в качестве форм дополнительной государственной финансовой поддержки предприятиям ОПК в отдельных случаях могут предоставляться бюджетные инвестиции в виде субсидий из федерального бюджета, а также возвратные государственные кредиты.

Однако наиболее эффективной мерой поддержки предприятий ОПК является заключение с ними контрактов на выполнение ГОЗ, в которых указываются обязательные объемы поставки вооружений и военной техники, а также комплектующих к ним для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Объем финансового обеспечения ГОЗ ежегодно утверждается федеральным законом о федеральном бюджете.

Таким образом, в нашей стране на государственном уровне в первом приближении создана система стимулирующих мер и финансовых инструментов поддержки реализации программ импортозамещения в российском ОПК. Это означает, что переход к концепции импортозамещения оказался не очередным политическим лозунгом, а долгосрочной и хорошо обоснованной политикой развития российской экономики в целом и ее ведущих отраслей, к которым относится и российский ОПК, в частности. Однако, в ходе реализации программ импортозамещения был выявлен целый ряд факторов, которые создавали определенные проблемы для их практического выполнения .

  1. Проблемы реализации программы импортозамещения на предприятиях российского ОПК

Такого рода проблемы возникали в самых разных областях. Прежде всего, необходимо отметить слабое законодательное обеспечение процедур, регламентирующих проведение конкурсов, тендеров и торгов. Как оказалось во многих случаях конкурсные процедуры не были организованы надлежащим образом и не способствовали обеспечению приоритета в закупке продукции отечественного производства. К аналогичным проблемам относится недостаток объема информации о производителях отечественной продукции. Она стала следствием слабой проработки коммуникационных отношений между производителями и потребителями этой продукции на региональном, государственном и международном уровнях. К первоочередным проблемам относится также и слабое продвижение брендов ведущих производителей отечественной продукции как в России, так и за рубежом. Современные потенциальные потребители продукции военного назначения должны знать насколько эффективны российская военная техника и вооружения по сравнению с их иностранными конкурентами, перспективы дальнейшего развития занимаемой предприятиями российского ОПК рыночной ниши, наличие и тенденции изменения спроса у потенциальных покупателей на военную технику и вооружения российского производства и т.д.

В России не проработаны четкие регламенты прохождения конкурсных процедур. Практика показывает, что в большинстве случаев подача заявки на проведение тендера (конкурса) предполагает достаточно значительное авансирование работ заинтересованным исполнителем. Сегодня это обстоятельство автоматически ставит российских поставщиков в неравные условия с западными партнерами. Финансовое обеспечение подачи заявки иногда выливается в проведение до 30% работ от стоимости контракта за собственный счет. Естественно, что российский поставщик для участия в конкурсе должен получить в банке кредит под определенные проценты. Безусловно, это отразится на общей стоимости работ по контракту, которая должна быть определена в заявке. Иностранные конкуренты российских производителей имеют возможности для получения практически беспроцентных кредитов под 0,1 или 3% годовых через заинтересованные банки. Российские производители могут получить кредит в лучшем случае под 10-12% годовых . Конечно, в таких условиях они часто оказываются неконкурентоспособными по сравнению с иностранными производителями военной техники. Дополнительные сложности при этом вызывает отсутствие возможности учета кредитной линии в рыночной стоимости контрактной продукции. Обычно объем полученного кредита искусственно «распределяется» по другим статьям затрат, что в последующем может привести дополнительным проблемам в случае проведения финансовых проверок.

Следовательно, для обеспечения эффективной реализации госпрограммы развития ОПК и программы импортозамещения недостаточно производить современные образцы вооружений и военной техники высочайшего качества, необходимо еще и со всей серьёзностью разрабатывать регламенты прохождения конкурсных процедур, чтобы при подаче соответствующих заявок российские производители находились в равных финансовых условиях с иностранными конкурентами. Также необходимо разработать соответствующие регламенты для корректной подготовки тендерной документации, которая выставляется для прохождения конкурсных процедур, чтобы изначально не создавать преимущества по второстепенным признакам для иностранных конкурентов .

Сегодня недостаточно развит уровень рыночного позиционирования и брендинга военной техники и вооружений, выпускаемых российскими производителями. К сожалению, многие российские производители пока еще не стремятся к тому, чтобы представлять выпускаемую ими продукцию в современном виде. Отвечающие за продажи продукции подразделения работают по технологиям прошлого века, которые не предусматривают возможности оперативного взаимодействия между поставщиками и потребителями. В результате для внесения даже незначительных изменений требуется огромное число согласований, которые растягиваются во времени на недели и месяцы. Именно по таким мелочам российские производители проигрывают конкурентную борьбу иностранным производителям. На большинстве отечественных предприятий ОПК работа подразделений маркетинга, продвижения и брендирования выпускаемой ими продукции, организована слабо, а на ряде предприятий такие подразделения и вовсе отсутствуют. В связи с наличием этой проблемы конкурентоспособная продукция отечественного производства не находит своих потребителей. Недостаточно хорошо работают и подразделения, обеспечивающие коммуникационные взаимосвязи российских производителей с отечественными и иностранными потребителями.

Указанные выше факторы следует грамотно учитывать и оперативно исправлять для своевременного решения связанных с ними проблем реализации программы импортозамещения в российском ОПК. В качестве одного из перспективных направлений решения этих проблем можно использовать сочетание рыночного и административного подходов к учету влияния указанных факторов. При этом необходимо учитывать, что только рыночный подход предполагает производство отечественной продукции военного назначения, новых образцов вооружений и комплектующих к ним, а также внедрение инновационных технологий в условиях реальной конкуренции с иностранными производителями. Этот подход обеспечивает естественный рыночный отбор продукции, когда потенциальный потребитель отдает свое предпочтение той продукции военного назначения, новым образцам вооружений и комплектующих к ним, которые имеют наилучшее соотношение показателей «цена-качество».

В современных условиях для предприятий российского ОПК приобретает чрезвычайную важность снижение затрат на производство продукции военного назначения, новых образцов вооружений и комплектующих к ним, которые будут иметь тактико-технические и качественные характеристики, превосходящие аналоги иностранного производства. Только решая задачи по внедрению передовых инновационных технологий для разработки образцов вооружений, обладающих лучшими качествами при оптимальной цене, предприятия российского ОПК могут сохранить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках вооружений. В том случае, если такие задачи не будут успешно решены в обозримом будущем российские армия и флот будут получать продукции военного назначения, качественные характеристики которой будут уступать зарубежным аналогам. Поэтому у России есть единственный путь развития отечественного ОПК через реализацию программы импортозамещения и внедрение в производство продукции военного назначения, новых образцов вооружений и комплектующих к ним, а также инновационных технологий .

Обычно технология производства продукции военного назначения и новых образцов вооружений имеет ряд последовательных этапов. Для создания новейшего образца вооружений, превосходящего по своим тактико-техническим и качественным характеристикам известные на сегодняшний день в мире образцы-аналоги, необходимо выявить лучший из них и определить пути совершенствования его тактико-технических и качественных характеристик. На следующем этапе формируется концептуальное обоснование для производства образца-аналога, обладающего более совершенными тактико-техническими и качественными характеристиками. Наиболее важным этапом создания новейшего образца вооружений является разработка инновационных технологий, обеспечивающих изделие наилучшими тактико-техническими и качественными характеристиками. На этом же этапе следует предпринять необходимые шаги для обеспечения соответствующей защиты интеллектуальной собственности новейшего образца вооружений. На последующем этапе разрабатывается действующий опытный образец и проводятся его комплексные испытания, результаты которых должны подтвердить (или опровергнуть) утверждение, что данный образец действительно обладает наилучшими тактико-техническими и качественными характеристиками. При получении положительных результатов технология выходит на заключительный этап промышленного производства новейшего образца вооружений, превосходящего по своим тактико-техническим и качественным характеристикам известные на сегодняшний день в мире образцы-аналоги .

На большинстве предприятий российского ОПК сегодня нет структурных подразделений, которые отвечали бы за создание перспективных образцов вооружений с применением инновационных технологий. Чаще всего всю ответственность за разработку современных и конкурентоспособных на мировых рынках образцов вооружений и военной техники несут непосредственно руководители предприятий ОПК или главные конструкторы. Вместе с тем реализация программы развития российского ОПК предусматривает создание такого рода структурных подразделений. Но сегодня они имеются только на уровне крупных государственных корпораций и предприятий российского ОПК. При этом сама практика разработки современных и конкурентоспособных на мировых рынках образцов вооружений и военной техники предусматривает выполнение взаимосвязанного комплекса работ, координируемых на всех этапах специалистами научно-исследовательского отдела, отдела маркетинга и отдела информационных систем. Однако пока далеко не все предприятия российского ОПК по экономическим причинам могут обеспечить содержание и загрузку этих отделов. На недостаточно крупных предприятиях российского ОПК организовать в сжатые сроки полное промышленное производство образцов вооружений и военной техники, обладающих лучшими тактико-технологическими и качественными характеристиками по сравнению с иностранными аналогами, обеспечивая при этом их приемлемую себестоимость, сегодня практически невозможно. В том числе и по причинам недостаточного финансирования, а также необходимости проведения технологической модернизации производства .

Обращаясь к опыту развитых стран запада, являющихся нашими прямыми конкурентами на мировых рынках вооружений, можно увидеть, что для многих компаний, создающих современные образцы вооружений и военной техники, в целом ряде случаев оказывается экономически более выгодным привлекать к участию в своих разработках сторонние организации. Как правило, эти организации специализируются на решении отдельных задач в рамках развития стратегий аутсорсинга и коустинновэйшн. Если сущность первой из названных стратегий достаточно хорошо известна и понятна российским специалистам, то сущность второй стратегии требует краткого пояснения. Итак, стратегия коустинновэйшн предполагает привлечение к разработке современных образцов вооружений и военной техники специализированных компаний, которые на высоко профессиональном уровне владеют навыками практического применения инновационных технологий, в том числе и в сфере производства вооружений и военной техники . Безусловно, такие компании могут решать различные задачи намного быстрее по времени, при высоком качестве и эффективности. В нашей стране практика применения стратегии коустинновэйшн на данный момент не развита по причинам отсутствия спроса и предложения, а также самого рынка этого вида услуг. В этой связи нам представляется, что для ускорения реализации программ импортозамещения в отраслях и на предприятиях российского ОПК, необходимо расширять сферы использования проверенных решений из сопредельных областей знаний, которые позволят минимизировать затраты времени и ресурсов на производство современных и конкурентоспособных образцов вооружений и военной техники.

  1. Значение успешной реализации программы импортозамещения для ускоренного развития российского ОПК

По мнению многих экспертов реальный процесс импортозамещения начался в России в конце 2014 – начале 2015 годов. Полученные в 2015 году первые результаты реализации программ импортозамещения оказались успешными. Особенно выдающимися они оказались в отрасли производства продуктов питания – 88,5% мяса и 99,8% зерна на внутреннем рынке были произведены российскими производителями . Не менее значимыми оказались результаты реализации программы импортозамещения в российском ОПК.

Решение первоочередных задач в рамках программы импортозамещения влияет не только на экономику страны, оно напрямую связано с обеспечением национальной безопасности. Главной проблемой российского ОПК сегодня считается слабое развитие отечественной элементно-компонентной базы (ЭКБ), производства тех самых комплектующих, которые входят в состав электронных компонентов любой современной продукции военного назначения. Раньше эти электронные компоненты закупалась в странах ЕС и НАТО, но после того как США, большинство стран ЕС и их партнеров ввели санкционные ограничения на поставку ЭКБ категорий military (для производства военной техники и образцов вооружений) и space (радиационно стойкие комплектующие для производства космических спутников), российский ОПК оказался в очень сложном положении.

Для его характеристики обратимся к деятельности Объединенной судостроительной корпорации, которая занималась закупкой светильников, устанавливаемых в топовых огнях кораблей ВМФ России. При прохождении технической регламентной проверки один из таких светильников показал неудовлетворительную магнитную совместимость. Специалисты-технологи отечественной госкорпорации «Светлана-Оптоэлектроника», выпускающей аналогичные светодиодные источники света , разобрали светильник и обнаружили в нем нештатный элемент, оказавшийся GPS-датчиком. Этот датчик был установлен внутри светодиодной матрицы и показывал точные координаты того корабля ВМФ России, в топовых огнях которого был установлен светильник. В течение 20 лет светильники для топовых огней, устанавливаемых на кораблях ВМФ России, закупались в Норвегии. Таким образом, любой российский военный корабль или любое гражданское судно, на которых были установлены светильники с датчиками такого типа, были видны на экранах радаров надводных кораблей и береговой охраны недружественных нам стран.

Современный светодиодный светильник имеет сложную «начинку» различных микроэлектронных компонентов, в том числе и датчиков. В то же время в объеме не только одного светильника, но и любого расположенного в нем датчика, достаточно места для установки нештатного чипа, имеющего конкретную направленность своей работы. Каковы будут его функции – это дело техники. Такой светодиодный светильник с нештатным элементом может оказаться на любом стратегически важном объекте, например, от корабля ВМФ России до оперативного зала управления АЭС. Вот какой на самом деле оказывается цена перехода на реализацию программы импортозамещения.

По этой и ряду других причин импортозамещение в ОПК необходимо довести до 100%, поскольку в сложившейся геополитической обстановке Россия будет вынуждена обходиться без использования иностранных комплектующих и технологий для производства продукции военного назначения. Производство такой продукции на предприятиях российского ОПК должно иметь замкнутый цикл – только при соблюдении этого условия российские производители смогут создавать уникальную военную технику, обеспечивая ее достойное позиционирование на мировом рынке вооружений.

Для выхода из неблагоприятной ситуации с электронными компонентами была разработана и утверждена Государственная программа РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» . С началом 2016 года стартовала реализация такого программно-целевого инструмента этой Программы как подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года». В настоящее время она успешно реализуется, главным образом, на предприятиях российского ОПК. Программа основана на применении проектного подхода, который предусматривает не только разработку конкретных аналогов радиоэлектронных компонентов, но и их вывод на российский и мировой рынки в качестве конкурентоспособных изделий массового спроса с четким позиционированием, комплектом документации для потенциальных потребителей, наличием сертификатов соответствия и др. Реализация программы рассчитана на десять лет, а ее бюджет составит порядка 120 млрд рублей. Часть из этих средств будет выделена в качестве субсидий, предназначенных для компенсации затрат на разработку и вывод на рынок аналогов радиоэлектронных компонентов российского производства, а также для выплаты процентов по кредитам. В рамках этой программы выделено 4,35 млрд руб. на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) с целью создания отечественных аналогов радиоэлектронных компонентов для продукции российского ОПК, которые ранее закупались у иностранных производителей.

Также в программе определены основные направления развития отечественной радиоэлектронной промышленности, а именно: телекоммуникационное оборудование; вычислительная техника; электронное машиностроение; системы интеллектуального управления. В качестве основного результата реализации этой программы предусматривается до конца 2025 года увеличить долю радиоэлектронных компонентов отечественного производства для нужд экономики страны – до 35%, а для нужд российского ОПК – до 60%. В настоящее время на предприятиях российского ОПК уже производятся отдельные образцы вооружений и военной техники, в которых база электронных компонентов полностью представлена изделиями отечественного производства.

Практическое воплощение в жизнь этих положений привело к тому, что объем продукции военного назначения, произведенной предприятиями российского ОПК в 2016 году, вырос на 10,7%. По сравнению с 2015 годом объемы производства выросли практически во всех отраслях ОПК. Так, в радиоэлектронной промышленности рост объемов составил 18,5%, в промышленности боеприпасов и спецхимии – 14,5%, в промышленности обычных вооружений – 10,4%, в авиационной промышленности – 9%, в судостроительной промышленности – 4%. При этом, темпы роста производительности труда на предприятиях ОПК в среднем составляли 8,8%, опережая темпы роста уровня заработной платы , .

Государственный оборонный заказ в 2016 году выполнен на 99%. В области авиационной промышленности за 2016 год построено 30 гражданских и 109 военных самолетов, 22 гражданских и 186 военных вертолетов. В судостроении за год сдано шесть боевых кораблей , . Все это позволяет утверждать, что успешная реализация отраслевых программ импортозамещения на предприятиях российского ОПК стала, по существу, основным драйвером ускоренного развития всего ОПК России.

Поставляемая из Украины продукция и комплектующие для российского ОПК будут замещены практически по всей номенклатуре к концу 2017 года. Самой тяжелой позицией, потребовавшей много времени и сил для замены, стали корабельные газотурбинные двигатели производства николаевского госпредприятия НПКГ «Зоря» – «Машпроект». Но к настоящему времени в Рыбинске создана силовая установка такого типа, которая по своим технологическим и качественным характеристикам превосходит аналогичную продукцию украинского производства. Новый и более совершенный корабельный газотурбинный двигатель отечественного производства проходит сдаточные испытания. В самое ближайшее время он будет передан в серийное производство с последующей поставкой на судостроительные верфи для его установки на корабли Военно-морского флота. Согласно планам по импортозамещению, уже в 2018 году российский ОПК полностью откажется от оборудования и комплектующих, поставляемых ранее предприятиями Украины.

Компания «Рособоронэкспорт» в последние годы также отказалась от импорта из-за рубежа готовых образцов вооружений и военной техники и перешла на закупку только тех комплектующих, производств аналогов которых пока еще нет в России. При этом основными поставщиками импортных образцов вооружений и военной техники являлись Беларусь, Казахстан, Индия, Франция, Китай и некоторые другие страны. А в Болгарии пока еще продолжается ремонт некоторых серий кораблей ВМФ России.

Заключение

Полученные в ходе проведения исследований результаты позволили сформулировать следующие выводы:

  1. Наличие высокого уровня технологической зависимости от оборудования и комплектующих иностранного производства, а также введение США, странами ЕС и их партнерами комплекса санкционных ограничений, направленных на удушение российской экономики привело к тому, что под угрозой оказалась безопасность существования всей страны. В создавшихся геополитических условиях руководство России осознало необходимость пересмотра программы развития российской экономики и перехода к ее реализации на основании разработки концепции импортозамещения, прежде всего, в ключевых отраслях.
  2. Для этого потребовалось разработать не только отраслевые программы импортозамещения, но и создать нормативно-правовую базу для их успешной реализации в составе целого ряда федеральных законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, приказов и распоряжений отраслевого уровня управления.
  3. Анализ производственной деятельности предприятий российского ОПК позволили выявить ряд проблем, препятствующих реализации программы импортозамещения, и сформировать предложения по их решению с использованием современных методов стратегического управления, таких как проектный подход, аутсорсинг и коустинновэйшн. Для их практической реализации целесообразно расширить сферы использования проверенных решений из сопредельных областей знаний, которые позволят минимизировать затраты времени и ресурсов на производство современных и конкурентоспособных образцов вооружений и военной техники.
  4. Результаты реализации программы импортозамещения в российском ОПК, полученные в течение 2015-2016 годов, дают все основания для утверждения, что успешная реализация отраслевых программ импортозамещения на предприятиях российского ОПК может стать основным драйвером ускоренного развития всего ОПК России.

Список литературы / References

  1. Материалы официального сайта Министерства экономического развития. [Электронный ресурс] URL – http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategicPlanning/index/ (дата обращения 03.12. 2017).
  2. Орлова H. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику / H. Орлова // Вопросы экономики. – 2014. – № 12. – С. 54-66.
  3. Импортозамещение – лозунг или насущная необходимость. Материалы официального сайта Агентства «ПРоАтом». [Электронный ресурс] URL – http://www.proatom.ru/ (дата обращения 03.12.2017).
  4. Положение о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013г.№ 826 (с изменениями и дополнениями от 3, 25 декабря 2014 г. и 4 сентября 2015 г.). [Электронный ресурс] URL – http://base.garant.ru/70455028/#ixzz4x5PxndEx. (дата обращения 03.12.2017).
  5. Государственная программа РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса». Утверждена Постановлением правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8. [Электронный ресурс] URL – https://profiok. com/files/gosprogramma-OPK-2020.pdf. (дата обращения 03.12.2017).
  6. Вейнбендер Т. Л. Введение ограничений в отношении России: негативные и позитивные последствия / Т. Л. Вейнбендер // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 4. – С. 73-82.
  7. Фальцман В. К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке / В. К. Фальцман // Проблемы прогнозирования. – 2015. – № 1. – С. 22-32.
  8. Орленко Л. П. Необходимые условия новой индустриализации иимпортозамещения / Л. П. Орленко // Экономист.– 2015.– № 4.– С. 29-35.
  9. Седенко Т. Ю., Никонец О. Е. Стратегия импортозамещения в России / Т. Ю. Седенко, О. Е. Никонец // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.11. – С. 91-95. [Электронный ресурс] URL – http://e-koncept.ru/2016/86022.htm (дата обращения: 04.12.2017).
  10. Тулупов Д. С. Щит и меч против санкций / Д. С. Тулупов // Россия в глобальной политике. – 2016. – Т.14. – № 1. – С. 77-87.
  11. Шафиев Р. Экономика под санкциями. Негативные последствия и позитивные возможности / Р. Шафиев // Стратегия России. – 2015. – № 8. – С. 15-24.
  12. Копеин В. В., Филимонова Е. А. Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности / В. В. Копеин, Е. А. Филимонова // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 18. – С. 2947-2956. DOI:10.18334/rp.16.18.1942
  13. Государственная программа РФ «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы». Утверждена Постановлением правительства РФ от 15 декабря 2012 г. № 2396-р. [Электронный ресурс] URL – http://government.ru/programs/249/events/ (дата обращения 03.12.2017).
  14. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL – http://www.gks.ru (дата обращения 04.12.2017).
  15. Министерство обороны России подвело итоги 2016 года. [Электронный ресурс] URL – http://bmpd.live-journal.com/2340015.html (дата обращения 03.12.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Materialy oficial’nogo sajta Ministerstva jekonomicheskogo razvitija . URL – http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/index/ (accessed 03.12. 2017).
  2. Orlova N. Finansovye sankcii protiv Rossii: vlijanie na jekonomiku i jekonomicheskuju politiku / N. Orlova // Voprosy jekonomiki . – 2014. – No. 12. – P. 54-66.
  3. Importozameshhenie – lozung ili nasushhnaja neobhodimost’ . Materialy oficial’nogo sajta Agentstva «PRoAtom» . URL – http://www.proatom.ru/ (accessed 03. 12.2017).
  4. Polozhenie o vedenii reestra edinstvennyh postavshhikov rossijskih vooruzhenija i voennoj tehniki . Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel’stva RF ot 19 sentjabrja 2013 g . No. 826 (s izmenenijami i dopolnenijami ot 3, 25 dekabrja 2014 g. i 4 sentjabrja 2015 g.) . URL – http://base.garant. ru/70455028/# ixzz4x5PxndEx. (accessed 03.12.2017).
  5. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie oboronno-promyshlennogo kompleksa» . Utverzhdena Postanovleniem pravitel’stva RF ot 16 maja 2016 g . No. 425-8. URL – https:// profiok.com/files/gosprogramma-OPK-2020.pdf. (accessed 03.12.2017).
  6. Vejnbender T. L. Vvedenie ogranichenij v otnoshenii Rossii: negativnye i pozitivnye posledstvija / T. L. Vejnbender // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik . – 2016. – No.4. – P. 73-82.
  7. Fal’cman V. K. Forsirovanie importozameshhenija v novoj geopoliticheskoj obstanovke / V. K. Fal’cman // Problemy prognozirovanija . – 2015. – No. 1. – P. 22-32.
  8. Orlenko L. P. Neobhodimye uslovija novoj industrializacii i importozameshhenija / L. P. Orlenko // Jekonomist . – 2015. – No. 4. – P. 29-35.
  9. Sedenko T. Ju., Nikonec O. E. Strategija importozameshhenija v Rossii / T. Ju. Sedenko, O. E. Nikonec // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» . – 2016. – T.11. – P. 91-95. URL – http://e-koncept.ru/2016/86022.htm (accessed 04.12.2017).
  10. Tulupov D. S. Shhit i mech protiv sankcij / D. S. Tulupov // Rossija v global’noj politike . – 2016. – T.14. – No. 1. – P. 77-87.
  11. Shafiev R. Jekonomika pod sankcijami. Negativnye posledstvija i pozitivnye vozmozhnosti / R. Shafiev // Strategija Rossii . – 2015. – No. 8. – P. 15-24.
  12. Leinwand Paul, Mainardi Cesare, Kleiner Art. Strategy That Works: How Winning Companies Close the Strategy-to-Execution Gap. Boston. Harvard Business Review Press, 2016. – 264 p.
  13. Kopein V. V., Filimonova E. A. Importozameshhenie kak novyj jelement v sisteme prodovol’stvennoj i jekonomicheskoj bezopasnosti / V. V. Kopein, E. A. Filimonova // Rossijskoe predprinimatel’stvo . – 2015. – Tom 16. – No. 18. – P. 2947-2956. DOI: 10.18334/rp.16.18.1942.
  14. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie jelektronnoj i radiojelektronnoj promyshlennosti na 2013-2025 gody» . Utverzhdena Postanovleniem pravitel’stva RF ot 15 dekabrja 2012 g . No. 2396-r. URL – http://government. ru/programs/249/events/ (accessed 03.12. 2017).
  15. Materialy oficial’nogo sajta Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki . URL – http://www.gks.ru (accessed 04.12.2017).
  16. Ministerstvo oborony Rossii podvelo itogi 2016 goda . URL – http://bmpd.live-journal.com/2340015.html (accessed 03.12. 2017).